Найти в Дзене

В середине прошлого века к Норману Роквеллу, прославленному мастеру американской иллюстрации, обратился журнал Saturday Evening Post с необычным заказом: создать образ девочки, у которой под глазом — свежий синяк после школьной драки. Так началась история одной из самых узнаваемых картин художника.


23 мая 1953 года обложка журнала явила миру полотно, получившее сразу несколько имён: «Перед кабинетом директора», «Девочка с синяком под глазом» и просто «Синяк». А за этим образом стояла живая девочка — Мэри Уэлен, обычная школьница, которой суждено было стать музой великого мастера.

Годы спустя, уже в новом веке, мир узнал подробности создания шедевра из воспоминаний самого Роквелла. В автобиографии «Норман Роквелл: Мои приключения в качестве иллюстратора» он с теплотой писал о Мэри: «Она была лучшей моей моделью». А сама Уэлен‑Леонард, вспоминая художника в 1976 году, говорила: «Он гений с детским сердцем, человек, который оставляет неизгладимый отпечаток как на людях, так и на холсте».

Тот день навсегда запомнился Мэри как череда неожиданностей. Её внезапно вызвали к директору — сердце девочки сжалось от тревоги: наверняка случилось что‑то серьёзное. Но вместо грозного выговора её ждал сюрприз: в кабинете сидел сам Роквелл! Именно ради этой встречи её и «вызвали». Художник скрупулёзно фиксировал каждую деталь: сфотографировал кабинет, дверь (которую позже даже сняли с петель и доставили в мастерскую), директора и секретаря.

В студии Мэри позировала в клетчатой юбке, с озорно взъерошенными косичками. Работа шла весело — смех и шутки наполняли пространство, превращая творческий процесс в увлекательную игру. Хотя на картине изображён кабинет директора, на самом деле это была мастерская художника. Интересно, что Мэри не видела взрослых персонажей на эскизах — Роквелл долго колебался, включать ли их в композицию. По словам Сьюзен Э. Мейер из книги «Люди Нормана Роквелла», художник то добавлял фигуры директора и секретаря, то удалял их, то возвращал обратно.

Творческий процесс был полон неожиданных вызовов. Например, чтобы точно изобразить ноги девочки, понадобилась отдельная фотосессия — снимали только ступни в разных ботинках и носках. Но главной загадкой оставался синяк. Древесный уголь, театральный грим — ничто не давало нужного эффекта. Оттенки не ложились верно, не удавалось передать натуральную отёчность. Попытки нарисовать синяк по памяти терпели неудачу.

Тогда Роквелл пошёл на отчаянный шаг: он начал искать ребёнка с настоящим синяком. Художник обзвонил все знакомые контакты, лично объехал больницы в Беннингтоне и Питтсфилде — безуспешно. В отчаянии он объявил награду в пять долларов.

Отклик был неожиданным: пришло множество писем, в том числе от тюремного надзирателя с Юга, который с иронией сообщал, что после бунта у него «сотни заключённых с синяками». Но судьба преподнесла свой сюрприз: натурщиком стал мальчик Томми Форсберг из Вустера (Массачусетс), который, упав в лестничный пролёт, обзавёлся сразу двумя синяками под глазами. Отец привёз его в студию, и Томми терпеливо позировал мастеру.

А Мэри на картине получилась удивительно живой. Сидя перед кабинетом директора, она усмехается с таким дьявольским довольством, будто знает что‑то, недоступное остальным. Где‑то за дверью директор и секретарь ломают голову над «проблемой», а она — торжествует.

Спустя годы один из этапов этого творческого пути — набросок углём на бумаге, наклеенной на доску (83 × 67,5 см) — обрёл собственную историю. 5 октября 1981 года его приобрёл Росс Эберман, а 3 декабря 2008 года работа ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за 326 500 долларов. На эскизе — тёплая надпись от художника: «Мои самые лучшие пожелания моему юному другу Россу Эберману от его старого друга Нормана Роквелла».

Приглашаем вас в наш паблик об истории искусства! Каждый день мы открываем новые грани творчества великих мастеров — публикуем портреты и картины, делимся увлекательными историями и деталями, которые делают искусство ближе. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ни одного штриха великой картины мира!
В середине прошлого века к Норману Роквеллу, прославленному мастеру американской иллюстрации, обратился журнал Saturday Evening Post с необычным заказом: создать образ девочки, у которой под глазом —
3 минуты