Найти в Дзене
110,4 тыс подписчиков

Почему Россия, обладающая огромным человеческим и ресурсным потенциалом, не имеет мировых брендов товаров народного потребления, сравнимых с iPhone, Coca-Cola или BMW?


Этот вопрос вызывает недоумение, особенно учитывая, что СССР победил Германию, которая сейчас выпускает одни из лучших автомобилей в мире.

Проблема не в отсутствии гениев, а в историческом контексте и целенаправленной экономической политике.

Основная причина кроется в бесконечной череде конфликтов и войн, начиная с начала XX века:

Россия сначала прошла Первую мировую, затем Гражданскую войну. После становления советской власти все силы были брошены на восстановление и укрепление страны, так как руководство понимало, что грядёт очередная мировая война.

В 1931 году Сталин заявил, что страна должна пробежать 50-100 лет отставания за десять лет, иначе нас "сомнут". Пока США создавали гражданский автопром, СССР был вынужден создавать военный, чтобы элементарно выжить и отбиться от врагов.

Как только закончилась Великая Отечественная война, Запад объявил новую — гибридную холодную войну (Фултонская речь Черчилля, план "Тоталити" с ядерными ударами). Руководству СССР вновь было не до товаров народного потребления: нужно было восстанавливать страну и параллельно создавать ядерное оружие.

Получается, что Советский Союз жил в предвкушении войны и не мог позволить себе роскошь тратить силы и ресурсы на гражданскую промышленность.

После краха СССР и поражения в Холодной войне, национальному бизнесу не дали появиться и развиться:

Чтобы создать качественный продукт (аналог iPhone или Tesla), нужны деньги, которые берут в банке. В 90-е годы процент по кредитам в России достигал 200%. При этом на Западе он обычно не превышает 5%, что создавало им огромное преимущество в финансировании.

Считается, что процентная ставка для развития бизнеса не должна превышать 6%. В России этот процент практически никогда не опускался ниже 6%.

Эта политика высокой процентной ставки целенаправленной политикой Центрального банка России, которым после 1991 года начал управлять Международный валютный фонд (МВФ), лишив Россию собственных кредитных ресурсов.

Таким образом, высокая процентная ставка сдерживает развитие национального бизнеса и производство товаров, конкурентоспособных западным.

Также для развития успешного бренда нужен огромный рынок сбыта, на котором можно обкатать продукт, нанять лучших специалистов и масштабироваться:

У западных предпринимателей для сбыта продукции открыт практически весь мир, что обеспечивает многомиллиардный рынок. У России же только 140 млн населения (плюс СНГ). Даже при равных условиях финансирования западный бизнес выигрывает из-за оборота.

У Китая есть в этом плане преимущество- собственный огромный рынок. Это и приводит к тому, что китайцы начали создавать хорошие товары.

Даже если бы российские товары были прекрасного качества, западный (да и китайский) рынок их не подпустит. Рыночная экономика работает только в том случае, если западным товарам нужно попасть на чей-то рынок. Если на Запад попытаться продать что-то своё, тут же найдётся уйма причин, почему это не дадут сделать.

Это подтверждает политика Запада: они категорически пресекали всё, что могло в России создать конкуренцию их компаниям и брендам с 90-х годов.

Что касается Германии. После войны у неё был только один путь — создавать товары народного потребления. Учитывая западный рынок сбыта, дешевые кредиты и талант немцев, это и вылилось, например, в качественный немецкий автопром.

Можем ли мы сделать подобное? Естественно! И даже лучше. Напомню, Т-34 раздавил немецкие «Пантеры» и «Тигры».
Почему Россия, обладающая огромным человеческим и ресурсным потенциалом, не имеет мировых брендов товаров народного потребления, сравнимых с iPhone, Coca-Cola или BMW?
2 минуты
710 читали