9023 подписчика
Теория обучения. Ч1. Я как-то читала книгу Пата Парелли "Партнёрство", и наткнулась на его очень короткий комментарий про лакомства в работе. Так вот, он в совершенно некатегоричной формулировке объяснил, почему они не используют лакомство. Дело в том, что первый уровень обучения Семь игр создан для новичков, неопытных, нулевых. А лакомство является очень мощным стимулом. Посмотрите на схему, которая используется психологами для обозначения Теории Обучения ( это работает и для животных и для людей). На полном круге вы увидите сверху R+ и R-. Это положительное подкрепление. Например, пища, свобода, тактильные ощущения, секс, социальные контакты, похвала. Все, что мотивирует и подкрепляет поведение - это "R+"
Если это убрать, то будет "R-". То есть, если ребенок себя плохо вел, он не получит планшет или конфеты. Если Пат Парелли продаст вам мало дисков со своим курсом, он не получит денег на развитие своей школы NH. Или его раскритикуют. То есть, лишат положительного подкрепления "R-" и впаяют Р+(критика)
А в его школе "Партнёрство" в "Семь игр". для неофитов оставили только "P+" и "P-". Так в Теории Обучения обозначают "Давление". Неприятное воздействие, как его еще называют. Дискомфорт. Ну к примеру, если на вас в автобусе какая-то бабка хмуро посмотрит, Р+, вам будет неприятно и вы будете искать причину в своем поведении или просто отвернетесь Р-, потому что это для вас неприятно. Так выглядит давление взглядом. Давление бывает разной силы, величины и длительности. Направление взгляда, движение тела в вашу сторону, тактильное воздействие (нажали пальцем, коснулись локтем, наступили на ногу, оттолкнули, ударили)
Почему же в 7 играх студентов учат только давить? Это безопаснее для новичков.
Когда на вас постоянно давят Р+, ругают вас, толкают, пинают, пихают - вам хочется только отойти подальше и по возможности не шевелиться. Только тогда воздействие уходит Р-. Такие действия делают вас послушными, как делают послушным новобранцев в армии. Муштра не мотивирует, она подавляет. Подавляет инициативу. То, что заставляет лошадей двигаться в системе "P+, Р-" это избегание дискомфорта или боли на начальной стадии обучения. Со временем появляется привычка и двигательные паттерны. А розовым блюром идет обычная привязанность к владельцу, который именно из-за этого впадает в иллюзию "настоящих отношений". Лошадь просто привыкает. Чрезвычайно многие путают истинную мотивацию, основанную на "R+, R-" со стимуляционной "Р+, Р-".
Вспомните дни, когда вы хотите идти на работу, предвкушая что-то новое. Особенно если вечером намечается Новогодний корпоратив. (R+)
А когда вы идете туда нЕхотя, как бы из под палки, потому что надо кормить семью. А вы встаете в пять утра, и так хочется спать. Настроение очень плохое. Но вот это НАДО... P+ ( самодисциплина формируется у детей с детства взрослыми людьми, а затем уже взрослые сами себя внутри стимулируют этим самым P+). А иначе премии не будет Р-.
Почувствовали разницу?
Вот так это чувствуют и животные
Обычно это отражается на еще мало обученных животных. Привыкшие уже не так реагируют эмоционально.
Так вот, на работу с вечерним корпоративом вы побежите, потому что предвкушаете удовольствие R+. А из под палки, потому что вас побуждает страх снижения карьерного роста, зарплаты и статуса. Ну еще жена пилить будет. Р+.
Тоже самое работает и в натуре, то есть в природных условиях.
Табун бежит на новое пастбище очень радостно и быстро. Как и на водопой.
Лошади имеют чрезвычайно высокую мотивацию к поску пищи, воды и социального общения. (R+). И ужасно фрустрирует, когда их ресурсов становится меньше (R-). И голод начинает на них давить (P+). Они снимаются с места и идут в длительный поход за новыми пастбищами, пока не найдут их R+.
Если не находят, опять травы мало R- и это превращается в голод P+. То есть реальный физический дискомфорт. Это давит на них Р+ и они снова снимаются с места, чтобы уйти от голода и убрать его P-. И вот наконец-то они нашли огромные пастбища R+ и обрели покой на какое то время. Главная кобыла запомнила местность и в следующий раз она
3 минуты
11 декабря