Найти в Дзене

✨Одетта и Одиллия — два полярных образа из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», обычно исполняемые одной балериной. Впрочем, существуют постановки, где эти партии распределяются между разными артистками. Первый подобный эксперимент состоялся в 1920 году в Москве: в совместной постановке Александра Горского и Владимира Немировича‑Данченко было решено разделить роли. Позднее, в 1933 году, Агриппина Ваганова в своей ленинградской редакции «Лебединого озера» также распределила партии: Одетту исполняла Галина Уланова, а Одиллию — Ольга Иордан.


Одетта — принцесса, заколдованная злодеем Ротбартом: днём она пребывает в облике белого лебедя, а по ночам вновь становится человеком и возглавляет хор заколдованных девушек‑лебедей. Её может освободить лишь клятва вечной любви. Принц Зигфрид, очарованный её красотой, даёт такое обещание и зовёт возлюбленную на королевский бал. Однако с наступлением рассвета Одетта вновь превращается в птицу.

На балу возникает Одиллия — зловещий двойник Одетты, дочь колдуна Ротбарта. Приняв облик чёрного лебедя, она вводит Зигфрида в заблуждение: принц принимает её за свою избранницу и публично признаёт невестой. В этот момент настоящая Одетта пытается предостеречь возлюбленного, но тщетно — клятва уже нарушена. В канонической версии балета обман Одиллии оборачивается для Зигфрида непоправимой ошибкой, ведущей к трагической развязке.

Сюжетная линия Одетты и Одиллии представляет собой глубокую аллегорию выбора между светом и тьмой, добром и злом. Противопоставление белого и чёрного лебедя символизирует внутренний конфликт человека: стремление к возвышенному идеалу и одновременно — роковая притягательность соблазна.
✨Одетта и Одиллия — два полярных образа из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», обычно исполняемые одной балериной.
01:08
1 минута