1293 подписчика
Доброжелательность ко всем без разбора часто маскирует нарциссическое высокомерие. За ним стоит стремление причинять добро людям и даже миру, будто от нас зависит его самочувствие. Это сопровождается слепотой к простому факту: миру до нас нет дела.
Радость за всех подряд и за весь мир превращается в нарциссическую водянку. Человек распухает от собственной правильности так сильно, что рискует лопнуть от переизбытка благостного чувства. В больших дозах такая радость становится ядом.
Есть разница между нарциссической попыткой всех полюбить и состраданием.
Нарциссическая любовь смотрит сверху вниз, питается желанием быть лучшим, святым, правильным, скрывает страх отвержения и стыд быть собой. Сострадание говорит: я такой же, как ты, я знаю это состояние, я тоже в нем был.
Чтобы первое превратилось во второе, нужно встретиться с собой настоящим. Голым, несовершенным, уязвимым, слабым, нуждающимся, жестоким, трусливым, равнодушным, беспомощным, глупым, заблуждающимся, врущим, избегающим, заносчивым. Только из этой точки появляется способность к состраданию.
Сострадание избирательно. Оно происходит между конкретными людьми, в конкретном моменте, в конкретном контексте. Нарциссическая любовь сразу ко всем и ни к кому, слепа, не видит реального человека и живет только в воображении, подпитывая влюбленность в идеальный образ себя.
Сострадание укрепляет связь с реальностью. Нарциссическая любовь истощает и уводит от нее.
1 минута
8 декабря 2025