Рождественская быль
Зерк А.И.
Откуда взялись все эти старики в красных и синих шубах, с мешками и посохами, которых зовут Дед Мороз, Санта-Клаус, Йоулупукки, Вайнахтсман, Бефана, Пер-Ноэль и ещё десяток имён.
История будет длинная, как зимняя ночь, и честная, как морозный воздух.
Всё началось с одного-единственного человека.
IV век. Город Мира, Ликийский берег, Римская империя (ныне Демре, Турция).
Жил епископ по имени Николай.
Он не был ни великаном, ни волшебником. Ростом чуть выше среднего, худой, с глубокими глазами и голосом, от которого даже самые жёсткие портовые торговцы опускали взгляд.
Отец его был богатым купцом, умер от чумы вместе с матерью, когда Николаю было восемнадцать. Всё наследство он раздал. Тайно.
Самый известный случай: три сестры, дочери обедневшего дворянина, не могли выйти замуж — не было приданого. Николай три ночи подряд подбрасывал в их дом через дымоход по мешочку с золотом. На третью ночь отец дочерей подкараулил и узнал дарителя. Николай взял с него слово молчать.
Но город всё равно узнал. Слухи ползли быстрее ветра.
Когда Николай умер 6 декабря 343 года, его похоронили в местном храме. Из-под плиты гробницы начало сочиться миро — прозрачное благовонное масло. Люди собирали его платками, исцелялись. Могила стала местом паломничества.
И тогда началось первое чудо превращения человека в «старика с мешком».
Средние века.
По Европе пошли рассказы о «святом Николаусе», который помогает бедным детям.
В Голландия особенно полюбила его: там он стал «Синтерклаасом».
6 декабря дети ставили башмачки у камина, а утром находили в них яблоки, орехи, пряники. Синтерклаас приплывал на пароходе из Испании (да-да, уже тогда) в сопровождении чёрного помощника Пита — тот носил мешок и розги для непослушных.
XVI век.
.Реформация.
В протестантских странах святых начали «отменять». В Германии Мартин Лютер сказал: «Не Николаус, а младенец Христос приносит подарки!» Так появился Christkind — «Христос-ребёнок», ангелоподобная девочка с золотыми волосами. Но народ упрямо продолжал ждать бородатого старика. В итоге договорились: старик остался, но стал называться Weihnachtsmann — «Рождественский человек».
Америка, XVII–XIX века.
Голландские колонисты привезли в Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) своего Синтерклааса. В 1809 году писатель Вашингтон Ирвинг в сатирической «Истории Нью-Йорка» описал его как толстого голландца, прилетающего на лошади над крышами.
А в 1823 году профессор богословия Клемент Кларк Мур написал для своих детей стихотворение «Ночь перед Рождеством, или Визит святого Николая». Там впервые появились:
сани, запряжённые восемью оленями с именами (Дашер, Дансер, Прансэр, Виксен, Комет, Кьюпид, Доннер, Блитцен);
полёт по небу;
спуск по дымоходу;
мешок за плечами;
«животик как желе» и смех «хо-хо-хо».
В 1863 году карикатурист Томас Наст нарисовал его для журнала Harper’s Weekly — уже почти современный Санта: в красной шубе с белой оторочкой, с трубкой, в северном доме у полюса.
1931 год. Кока-Кола. Художник Хэддон Сандблом окончательно зафиксировал образ: добрый толстый дед с белой бородой, в ярко-красном костюме с белым мехом, с чёрным ремнём и блестящими сапогами. До того Санта бывал и в синем, и в зелёном, и в коричневом. Красный победил, потому что… ну, вы поняли.
А что же другие страны?
Россия.
В России святитель Николай всегда был одним из самых любимых святых — Никола Угодник, Никола Милостивый. До революции на Николу Зимнего (19 декабря по новому стилю) детям тоже клали подарки.
После 1917 года святых запретили. Но народ не сдал позиций. В 1935 году партийный деятель Павел Постышев написал в «Правде» статью: «Давайте устроим детям ёлку на Новый год!» Так появился Дед Мороз — уже не святой, а «дедушка из Великого Устюга», в длинной синей или красной шубе, с посохом и внучкой Снегурочкой (которую придумал в пьеса Островского «Снегурочка», 1873).
Он не летает на оленях, он ездит на тройке.
3 минуты
7 декабря