127 подписчиков
Аватаризм: как самоучка создал новое направление в искусстве
Автор: Gala Viera
В искусстве время от времени возникают необычные явления, пересматривающие привычные представления о творчестве. Одним из таких феноменов стал аватаризм — направление, рождённое нестандартным путём. Его создатель, Константин Полл, не был профессиональным художником, однако сумел разработать собственный метод создания художественных образов.
Как всё началось
В 50 лет Константин неожиданно обнаружил в себе способность создавать эскизы. Это произошло, когда он впервые вошёл в особое психоэмоциональное состояние.
Первые работы художника напоминали детские рисунки. Постепенно он освоил:
• различные художественные материалы;
• техники живописи;
• современные цифровые технологии творчества.
Результатом стала серия метафорических картин. По мнению экспертов, в этих работах зашифрована информация о прошлом и, возможно, о будущем. Так зародилось новое направление в живописи — аватаризм.
В основе стиля лежат идеи русского космизма, которыми Константин увлекался всю жизнь.
Отрывок из книги Василия Попова, иследователя русского космизма "Русский космизм как основополагающая идея творчества художника Константина Полла"
Связь с русским космизмом
Термин «аватаризм» впервые ввёл художник‑космист Генн
Философияметода.
Главная особенность аватаризма — отказ от теоретических рассуждений в пользу практического опыта. Константин подчёркивает: его метод — не абстрактная теория, а итог многолетней личной практики.
Автор определяет себя через несколько ролей:
• художник (инструмент для реализации идей);
• экспериментатор (проверяет границы метода);
• исследователь (анализирует процессы);
• учёный (систематизирует наблюдения);
• пассионарий (движущая сила развития);
• философ (осмысливает феномен).
Для Константина живопись — не самоцель, а способ воплотить более масштабные идеи.
В чём уникальность подхода
Особенность аватаризма заключается в том, что его философия и теория сформировались не в академической среде, а в процессе личной жизни автора. Художественная система возникла не из интеллектуальных построений, а из реального опыта «трансляционного творчества».
Эксперименты с Константином и его картинами дали ошеломляющий результат. Результаты опубликованы на сайте Лаборатории Света под руководством учёного, руководителя государственной лаборатории ЛЭТИ Алексея Кулик:
agniway.ru/2024/09/20/stereotip/
Кроме того, появившиеся у Константина последователи и ученики, которых он объединил в основанном им творческом сообществе OpenArtWorld, показали, что метод Константина Полла:
• поддаётся воспроизведению;
• поддаётся обучению;
• обладает внутренней логикой;
• формирует устойчивые закономерности — несмотря на внешнюю простоту форм.
Это позволяет говорить о появлении самостоятельного направления в искусстве. О нём высказались, например:
• Юлия Сысалова — куратор, критик, вице‑президент Института культуры Средиземноморья;
• Полина Душацкая — психолог, регрессолог.
Материалы опубликованы на сайте художника: https://konstantinpoll.ru/articles/mnogomernyie-miryi-konstantina-polla
Что даёт аватаризм искусству
История Константина демонстрирует: даже человек вне профессионального художественного сообщества способен создать новый метод. Он превращает художественное средство в философский инструмент.
Аватаризм подтверждает несколько важных идей:
• образы можно передавать без классического авторского замысла;
• практика может быть важнее теории при создании нового художественного направления;
• личный опыт способен стать основой для систематизации знаний;
• искусство может выступать каналом для фиксации неосознаваемых глобальных процессов.
Таким образом, аватаризм — не просто новое художественное явление. Это пример эволюции современного искусства, расширяющий представления о том, кто может быть творцом и какими способами создаётся новое в искусстве.
Автор: Гала Виера, художник, АРТ-тренер, председатель совета партнёров галереи https://openartworld.art/
3 минуты
1 декабря