Найти в Дзене
22,8 тыс подписчиков

В годы Великой Отечественной войны Красная армия потеряла четырех генералов армии. Первым стал командующий войсками Западного фронта, Д.И. Павлов. Впрочем, формально он был лишен воинского звания, в котором его восстановили после реабилитации. Третьим был Н.Ф. Ватутин, командовавший войсками 1-го Украинского фронта. Последним, четвертым, стал командующий войсками 3 Белорусского фронта И.Д. Черняховский, погибший 18 февраля 1945 года от попадания осколка снаряда. А вторым был генерал армии Иосиф Родионович Апанасенко. На момент гибели он исполнял обязанности заместителя командующего войсками Воронежского фронта, а по факту проходил стажировку в войсках перед получением большой командной должности. И погиб он в самом начале операции «Полководец Румянцев»


Судьба героя Германской и Гражданской войн сложилась так, что с января 1941 года он командовал Дальневосточным фронтом и проявил себя эффективным управленцем. В октябре 1941 года его вызвали в Кремль, где (судя по записям в дневнике) он предложил Сталину отправить с Дальнего Востока под Москву «восемь дивизий (из них три танковых)». В дальнейшем он бесперебойно снабжал советско-германский фронт пополнением, при этом не переставая просил отправить его воевать. И переживал, когда получал отказ.

Наконец, в июне 1943 Апанасенко получил разрешение убыть на фронт. 16 июля он написал красным карандашом на листе, вырванном из командирского блокнота: «Я — старый солдат русского народа. 4 года войны — Первой империалистической. 3 года гражданской — семь лет. И сейчас на мою долю и счастье воина выпало воевать, защищать Родину. По натуре хочу быть всегда впереди. Если мне будет суждено погибнуть: прошу хоть на костре сжечь, а пепел похоронить в Ставрополе на Кавказе. Апанасенко.»

Фактически, Иосиф Родионович состоял при Ватутине генералом для поручений. Апанасенко имел довольно тяжелый нрав, но вот опыта современной войны у него не было. Он во многом напоминал генерала Горлова из пьесы «Фронт» - представителя уходящей натуры. При этом, Апанасенко долгие годы был безраздельным хозяином огромной территории и привык все вопросы решать сам. В результате, у него возникали конфликты и с Ватутиным, и с Хрущевым, ЧВС фронта. Впрочем, генерал приехал на фронт учиться, и он учился, тщательно вникая в новые для него дела.

5 августа 1943 года Ватутин направил Апанасенко в 5 гвардейскую танковую армию Ротмистрова, наступление которой остановилось еще в предыдущий день, с инспекционной поездкой. Эта остановка могла повлиять на ход всей операции, Апанасенко должен был разобраться в ситуации, проконтролировать действия командарма и заставить его выполнять приказы фронта. В эти дни немцы, сосредоточившие в районе наступления армии Ротмистрова большое количество авиации, практически безостановочно бомбили советские позиции, штабы тылы и в буквальном смысле охотились за командирскими машинами. В 17:30, 5 августа, рядом с Апанасенко и Ротмистровым, которые шли из штаба 29 танкового корпуса, который располагался у хутора Большой Должик, к автомобилю, разорвалась немецкая бомба. Генерал армии получил смертельное ранение и умер в тот же день. Ротмистров был легко ранен в голову осколком бомбы, контужен, но не покинул расположения армии. Апанасенко сначала похоронили в Белгороде, а затем его прах перенесли, согласно завещанию, в Ставрополь.

Ну а подробности истории самой операции «Полководец Румянцев» вы узнаете из новой книги Валерия и Виктора Замулиных, сбор на которую можно поддержать здесь:planeta.ru/...sevv
2 минуты
602 читали