Найти в Дзене

🔷Мозаичное панно у железнодорожного вокзала Самары.

🔶Советская мозаика.

🔹Мозаичное панно у железнодорожного вокзала Самары расположено на фасаде здания, в котором ранее размещалась редакция газеты «Куйбышевский железнодорожник» (адрес — Спортивная улица, 3а).

🔸Панно видно с подходов к вокзалу и традиционно воспринимается как одно из первых образов города, с которыми сталкиваются прибывающие железнодорожным транспортом.

🔹Автор мозаики — московский художник Пётр Васильев (Пётр Иванович, 1942–2009). Васильев работал в республиканском комбинате монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР и оставил в Самаре несколько монументальных работ (включая панно на здании управления метрополитена и оформление фонтана «Парус», который позднее был утрачен). Его творческая практика вписывается в советскую традицию крупноформатной монументальной мозаики 1960–1980-х годов.

🔸История создания и смысловой контекст
Панно было выполнено в контексте подготовки к 400-летнему юбилею города (1986) и отражает идею представления Самары как исторического и одновременно индустриально-культурного центра. Работа связана с городскими программами оформления фасадов и общественных пространств, принятыми в советский период: мозаика здесь не только декоративный приём, но и элемент городского имиджа.

🔹Композиция и изображение
Композиция панно собрана как «карта памяти» города: в рельефной мозаичной поверхности читаются башни старой (утраченной) крепости Самара 1586 года, силуэт Монумента Славы, здание филармонии, экспериментальные элеваторные башни и костёл, где в 1980-е годы находился областной краеведческий музей. Такое сочетание исторических и современных ориентиров подчёркивает преемственность — от истоков до современной городской инфраструктуры.

🔸Техника и текущее состояние
Панно выполнено в технике монументальной мозаики (смальта/керамические модули на рельефной поверхности). Как и многие советские мозаики, оно испытывало на себе воздействие времени и реставрационных вмешательств в разных объектах города; часть работ того времени (например, облицовка фонтанов) позднее утрачена или менялась. Информационные источники отмечают важность сохранения таких произведений как части художественно-исторического облика Самары.

🔹Культурное значение
Панно у вокзала — пример того, как монументальная мозаика использовалась для формирования городского образа и передачи локальной истории пассажирам и гостям города. Оно выполняет функцию «визитной карточки» городской площади у железнодорожного вокзала и входит в более широкий корпус монументальных декоративных работ Самары 1950–1990-х годов.
2 минуты