715 подписчиков
Как превратить разговор с учёным в понятный материал: пошаговое руководство
Вы только что завершили интервью с исследователем и перед вами гора записей, терминов и туманных формулировок? Подготовили алгоритм по работе с научной информацией.
1. Смотрите на публикацию глазами обычного человека
Вы погружены в тему, а читатель — нет. То, что кажется вам очевидным, для аудитории может быть чем-то непонятным. Пишите по «правилу подружки», выделяйте точки сопротивления — места, где много незнакомых терминов, длинных сложноподчинённых предложений или специализированных сокращений.
2. Просите учёного пояснять
Научные сотрудники часто говорят на своём языке. Если вы не уточните, рискуете либо неправильно понять, либо пересказать поверхностно. Не бойтесь показаться глупым: одна из задач журналиста — переспросить спикера в сотый раз, чтобы читатель понял с первого.
Если учёный уклоняется, предложите свой вариант и спросите: «Если сказать так, это будет корректно?»
3. Следите за контекстом
Учёные часто избегают конкретных формулировок в интервью. Чтобы выдать материал без неопределённостей, уточняйте альтернативы, записывайте уровни уверенности — «доказано», «вероятно», «гипотетически» — и спрашивайте напрямую: «Насколько вы уверены в этом выводе?» Не скрывайте неопределённость — это признак честности.
4. Задавайте конкретные вопросы для конкретных ответов
Избегайте общих фраз. «Каковы перспективы вашей работы?» — слишком размыто. Риторические вопросы также не дают информации, а в длинных многосоставных вопросах собеседник может ответить лишь на комфортную для него часть.
5. Не упрощайте и не говорите от имени учёного
Вы можете не нарочно подменить понятия или пересказать всё общими словами без сути. Если цитируете, то лучше дословно.
6. Делайте просто, но не банально
Поиск этого баланса — высший пилотаж журналиста. Начинайте с того, что читатель знает, и переходите к новому. Пробуйте рассказывать истории вместо теорий, добавляйте юмор, если это уместно, используйте запоминающиеся метафоры.
Этими рекомендациями делится в своём уроке для курса «Научпоп-журналистика» доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Колесниченко. Участники этого курса уже завершают обучение на втором этапе, посвящённом созданию текстов.
1 минута
19 ноября