Найти в Дзене

В ночь с 14 на 15 октября 1934 года из депо "Северное" Московского метро вышел первый поезд метро, состоящий из одной секции вагонов типа «А» от “Комсомольской” до “Сокольников”.


Управлял поездом инженер-транспортник Михаил Наумович Шполянский. Он являлся на тот момент руководителем группы одного из отделов завода «Динамо», в Москве, на котором готовили к эксплуатации первые вагоны метро.
В дальнейшем, Михаил Наумович возглавит одну из важнейших структур Московского Метрополитена, службу подвижного состава. Так же он разрабатывал первые схемы для московского трамвая и троллейбуса.
В 1953 году начинается последний и очень знаменательный этап славной трудовой биографии Михаила Шполянского. Он назначается директором недавно образованной по постановлению Правительства Советского Союза в составе Управления Московского трамвая проектной конторы Мосэлектротранспроект, на основе которой в последующем был создан Научно-исследовательский и проектный институт городского пассажирского транспорта города Москвы «МосгортрансНИИпроект» (ГБУ «МосТрансПроект»), решающий комплексные проблемы развития городского пассажирского транспорта нашей столицы и выполняющий проектные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по всем направлениям деятельности этой отрасли городского хозяйства Москвы. На этом посту Михаил Шполянский проработал 22 года до своего ухода на пенсию в 1975 году.

Вот как описывал это историческое событие сам Шполянский: "После тщательнейшей проверки всего оборудования вагонов 12 октября состоялась их обкатка по внутризаводской электрифицированной ветке. Затем 14 октября первые два метровагона прицепили к паровозу, которой по Окружной железной дороге доставил их в строящееся Северное депо метрополитена". В день пуска блестевшие свежей краской вагоны залил яркий электрический свет - заработала электроподстанция метрополитена. Перед отправлением в рейс многие подходили к инженеру Шполянскому, советовали, как лучше вести поезд по мокрым после дождя путям, особенно на крутом спуске у въезда в тоннель. Как вспоминал сам Шполянский, советчиков он тогда не слушал - настолько был уверен в машине.

И вот первые пассажиры, среди которых были руководители заводов, участвовавшие в создании метровагонов, заняли свои места. В 20 часов 15 минут Михаил Шполянский, встав у мастер-контроллера в кабине головного вагона, совершил первый подземный рейс.

На самом деле тем дождливым октябрьским вечером двухвагонный поезд совершил несколько рейсов. Во время первого скорость не превышала 25 км в час, а в третьем и последующих рейсах достигала 60 км в час. Первые пассажиры, в том числе начальник метростроя П. Роттерт, его заместитель Е. Абакумов, строители, городские руководители Л. Каганович, Н. Хрущев, Н. Булганин, поначалу опасались: а можно ли так быстро ездить под землей? Но после поездки говорили: "Однозначно именно так быстро и должны ходить подземные экспрессы в нашем метро! Действительность превзошла все наши ожидания", - восторгались участники тех первых рейсов.

#прогулятьсяпомоскве
#экскурсиивметро
#метротур
#моямосква
#первыйвметро
#историямосковскоготранспорта
#легендымосковскогометро
2 минуты