34 подписчика
Audi Quattro
История Quattro — это история революции, и её можно разделить на две главные части: легендарный автомобиль и инновационная технология.
1. Audi Quattro (Ur-Quattro) — Легендарный автомобиль
"Ur-Quattro" (с нем. "первоначальный, исходный Quattro") — это именно та машина, с которой всё началось.
История создания (Революционная идея)
Время и место: Конец 1970-х годов. Инженеры Audi во время зимних испытаний в Финляндии использовали армейский Volkswagen Iltis — внедорожник с полным приводом. Они заметили, что на заснеженной трассе неповоротливый Iltis обгонял мощные, но заднеприводные Audi.
Озарение: Инженеру Йоргу Бенсингеру пришла в голову гениальная мысль: что если совместить полный привод от Iltis с мощным двигателем и легким кузовом от Audi 80?
Поддержка: Идея была рискованной, но её поддержал тогдашний руководитель отдела разработок Фердинанд Пиех. Проект получил зелёный свет.
Технические особенности и инновации
Постоянный полный привод: В отличие от подключаемых систем того времени, Quattro имел постоянный полный привод (50/50), что давало невероятное сцепление в любых условиях.
Поперечный дифференциал: Главное ноу-хау. Инженеры разместили полый картер внутри главной передачи, куда поместили конический дифференциал. Это позволило передавать крутящий момент на обе оси без увеличения высоты трансмиссионного тоннеля в салоне.
Кузов: Впервые на массовом автомобиле был использован цельнометаллический кузов типа "купе" с интегрированными в дизайн широкими пластиковыми накладками на крыльях.
Двигатель: 5-цилиндровый бензиновый турбированный двигатель (2.1 л, 200 л.с.), который обладал характерным "бархатным" звуком.
Дебют и успех
Audi Quattro была представлена в 1980 году на автосалоне в Женеве. Это был фурор. Пресса и публика не могли поверить, что автомобиль с таким уровнем сцепления и управляемости может быть серийным.
2. Победы в ралли и рождение иконы
Настоящую славу Quattro обрела в мире ралли.
Группа B: Quattro дебютировала в чемпионате мира по ралли (WRC) и доминировала в самой безумной и мощной группе — Group B.
Преимущество: Полный привод давал колоссальное преимущество на гравийных, заснеженных и мокрых трассах. Пилоты могли раньше начинать разгон и позже тормозить.
Легендарные гонщики: За рулём раллийных Quattro побеждали такие пилоты, как Мишель Мутон (первая и единственная женщина, победившая в этапе WRC), Ханну Миккола, Стиг Бломквист и Уолтер Рёрль.
Ключевые победы:
Победа на Ралли Монте-Карло в 1984 году (пилот - Уолтер Рёрль).
Завоевание титула конструкторов в 1982 и 1984 годах.
Титул пилотов в 1983 году (Ханну Миккола) и 1984 году (Стиг Бломквист).
Успехи в ралли не только прославили марку Audi, но и навсегда изменили motorsport — после эпохи Quattro все серьёзные команды перешли на полный привод.
3. Система полного привода quattro® (с маленькой буквы)
Со временем "Quattro" стало именем нарицательным для целого семейства полноприводных систем Audi. Технология постоянно эволюционировала.
Основные поколения и типы:
Постоянный полный привод (Torsen):
Самый известный и классический вариант. Используется межосевой самоблокирующийся дифференциал Torsen (от Torque Sensing — "чувствительный к крутящему моменту").
Принцип работы: Дифференциал автоматически блокируется, реагируя на разницу в крутящем моменте между осями. Если одна ось начинает проскальзывать, большая часть момента (до 75-80%) перебрасывается на ось с лучшим сцеплением.
Плюсы: Мгновенная реакция, высокая надёжность, чисто механическая работа.
Система с многодисковой муфтой (Haldex):
Используется на переднеприводных платформах (например, Audi A3, TT, Q3).
Принцип работы: По умолчанию автомобиль преимущественно переднеприводный. Электроника через многодисковую муфту подключает заднюю ось, когда detects проскальзывание передних колёс.
Эволюция: Последние поколения (5-е и далее) стали очень быстрыми и могут proactively подключать заднюю ось, предвосхищая пробуксовку.
Система с вертикальным расположением двигателя (MLB):
Для моделей с продольным расположением двигателя (A4, A6, A8, Q5, Q7 и т.д.). В основе дифференциал Torsen нового поколения.
3 минуты
1 октября