azbyka.ru/...elo
«Что есть человек, что Ты помнишь его?»
Бог создал весь мир духовный, ангельский и весь мир вещественный, материальный, и после всех прочих творений «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).
Уникальность человека в ряду всех других творений заключается в его причастности обоим мирам: по телу он причастен к миру вещественному, а по душе – к миру духовному. Это было сделано Господом, «чтобы ради того и другого иметь человеку наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому: наслаждаясь и Богом, по естеству Божественному, и земными благами, по одному с ним чувству»[1].
«Одарив человека бесчисленными благами, Бог… сделал его на земле тем же, что Сам Он – на Небесах»[2]. По словам святого Иоанна Дамаскина, «Бог сотворил нас чтобы мы были причастниками Его благости»[3].
О прекрасном устроении человека свидетельствует псалмопевец, благодаря Бога: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138: 14). В человеке различается ипостась или личность, – тот, кто говорит «я», – и принадлежащая ипостаси природа, которая, как было уже сказано, двухчастна, слагаясь из нематериальной души и материального тела.
Тело обеспечивает человеку физическую жизнь и представляет собой орудие, идеально приспособленное для деятельности в материальном мире. Святитель Григорий Богослов так отзывается о нем: «Мы обязаны заботиться и о теле – этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним»[4]. Однако забота о теле должна знать строгие рамки, поскольку «излишнее попечение о теле бесполезно для самого тела и вредно для души»[5].
Душа человеческая нематериальна и является более ценной частью человеческого естества по сравнению с телом. Душа оживляет и «соединяет тело человека, состоящее из разных частей, и не дает ему рассыпаться. Когда же душа выйдет из тела, оно разлагается и истлевает»[6].
Святоотеческая традиция выделяет три части души: ум, волю и сердце.
Ум есть мыслительная часть души. Силы ума суть: наблюдение, воображение и память. В теле ему соответствует, главным образом, мозг. «Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяния лучшего, сравнительно со всем, чем мы обладаем и что знаем»[7].
Воля есть желательная часть души, источник внутренней силы и направление человека к предметно-целевым внешним факторам.
Сердце есть чувствующая часть души и рассматривается у святых отцов как центр духовной жизни человека. «Сердце здесь подразумевается не естественное… но иносказательно, как внутреннее человеческое состояние, расположение и склонности»[8]. Однако эта часть души имеет четкую локализацию в теле, «присутствуя в верхней части [физического] сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге»[9].
Некоторые православные авторы говорят также о духе человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его… Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с душою, несравненно возвысил ее над всякою другою душою»[10]. Дух понимается как высшая часть души.
Среди проявлений духа в человеке особое место занимает совесть. Она есть благодатное духовное вселение, наитие Духа. Именно поэтому она обладает независимостью от греховной воли. «Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона – совесть»[11]. «Совесть обличает нас во всем и показывает нам, что делать, и она же осудит нас в будущем веке»[12].
Человек не сохранил своего достоинства, но впал в грех, и тем самым нарушилось его бытие, исказилась его природа как в материальной, так и в духовной части. Сын Божий, Господь Иисус Христос, воплотился и стал истинным человеком, не переставая быть истинным Богом, и совершил на кресте дело спасения человека, открыв ему путь к Богу, к дарованному изначала блаженству и восстановлению помраченного грехом естества.
3 минуты
25 сентября