Найти в Дзене
26 подписчиков

Остров Эльба и Сто Дней: Последняя Игра Империи


Тишина, наступившая в Европе после отречения Наполеона Бонапарта в Фонтенбло в апреле 1814 года, была обманчивой. Для поверженного императора, этого неукротимого духа, привыкшего дирижировать судьбами народов, жизнь должна была уместиться на клочке суши посреди Тирренского моря — острове Эльба. 3 мая 1814 года небольшой английский фрегат доставил его к новому, крошечному владению.
Но даже здесь, в изгнании, Наполеон оставался собой. Получив по договору суверенитет над островом, он не впал в уныние, а с привычной энергией принялся за работу. Он инспектировал шахты, развивал дороги, реформировал таможню и даже планировал аграрные преобразования. Его маленький двор в Паоло-Феррадже и отряд верной гвардии, численностью около тысячи человек, были лишь бледной тенью былого величия, но они хранили дух Империи. Это был не покой, а вынужденная пауза, и Наполеон внимательно следил за новостями с континента. А новости были тревожными: Бурбоны, вернувшиеся во Францию, своими неловкими действиями вызывали растущее недовольство; на Венском конгрессе бывшие союзники по антинаполеоновской коалиции ссорились между собой, деля наследие его империи. И в душе императора созревала мысль: момент для возвращения близок.

И он наступил. 26 февраля 1815 года, воспользовавшись кратковременным отъездом английского комиссара, наблюдающего за ним, Наполеон совершил дерзкий побег. Под покровом темноты бриг «Inconstant» и несколько других небольших судов с примерно 1100 старыми гренадерами на борту покинули порт Портоферрайо. Этот побег был актом невероятной смелости — небольшой отряд мог быть легко перехвачен британским флотом, господствовавшим на море.

Чудом избежав встречи с кораблями короля, 1 марта 1815 года флотилия бросила якорь в знакомой бухте Жуан на французском побережье. Здесь, ступив на землю Франции, Наполеон произнес свои знаменитые слова перед солдатами: «Солдаты! Идите и станьте перед вашим врагом! Я иду с вами!». Так начался легендарный марш, вошедший в историю как «Полёт Орла».
Король Людовик XVIII послал против него войска. Маршал Ней, перешедший на сторону Бурбонов, поклялся «привезти Бонапарта в Париж в железной клетке». Но магия имени Наполеона оказалась сильнее. Он шел навстречу королевским полкам без оружия, раскрывая объятия: «Солдаты пятого полка! Вы меня узнаете? Если кто-то из вас хочет убить своего императора — я перед вами!». Армия, как один человек, переходила на его сторону. Маршал Ней, подойдя к своим солдатам, вместо приказа атаковать, крикнул: «Солдаты! Знамена Орла! К вашим знаменам!». И повел их не против, а за Наполеоном.
Это было триумфальное шествие. Город за городом открывал перед ним ворота. 20 марта 1815 года, как и было предсказано, Наполеон под оглушительные ликующие крики парижан въехал в столицу. Людовик XVIII бежал из Тюильри всего за несколько часов до этого. Империя была восстановлена без единого выстрела.
2 минуты