20 подписчиков
Ну, и давайте традиционно пройдёмся по тому, что озвучивалось из телевизоров по поводу службы мобилизованных. Что из этого оказалось ложью, что по большей частью ложью, а что правдой.
1. «Мобилизации не будет».
Ложь, через неделю после этого высказывания объявили о частичной мобилизации.
2. «Мобилизованные будут приравнены к контрактникам».
По большей части это ложь, потому что:
— Мобилизованные с самого начала были ограничены пребыванием в Зоне и в приграничье. С 2024-го с границы нас убрали, заменив срочниками. Чем дольше служим, тем больше ограничений. И уже более года мобилизованные не имеют права служить где-либо, кроме Зоны СВО, не имеют права на получение офицерских званий без подписания контракта после прохождения ускоренных курсов, не имеют права на направление на переобучение на новую ВУС без подписания контракта и т.д.
— Мобилизованные с самого начала не имели и не имеют права на военную ипотеку. То есть мы воюем за зарплату, без инструмента решения жилищного вопроса.
— Министерство Обороны платит нам зарплату, как у контрактников, но основные 158 000 рублей нам доплачивает гражданская организация Фонд Президента РФ. Также в силу личных взглядов многих штатных мобилизованным в отдельном порядке ограничивали выплаты АНОДов (за активные наступательные и оборонительные действия), за неиспользованные выходные и другие положенные надбавки (за выслугу лет, работу с техникой, службу в разведке, секретку и пр.). Конечно, это не политика Министерства Обороны, и после многократных жалоб мы стали при Белоусове получать то, с чем нас ужимал Шойгу. Да и то не во всех частях. Но для многих командиров воинских частей, начальников штабов и начальников отдела кадров мы были военнослужащими второго сорта, которых по максимуму старались урезать по положенным контрактникам выплатам.
— Отдельный пункт — отпуска. В целом они не зависят от того, мобилизованный ты или контрактник, но во всех Вооружённых Силах именно наша придворная дивизия находится на самом дне по предоставлению отпусков вообще и мобилизованным в частности в этом году.
Так что с «равенством» вышло весьма посредственно. По большей части утверждение ложно.
3. «Мобилизованные будут служить во втором эшелоне и не будут принимать участия в штурмовых действиях».
В конечном счёте, это оказалось ложью.
Первых мобилизованных в нашем объединении бросили в бой уже 27-30 сентября 2022 года, направляя в 27-ю отдельную мотострелковую бригаду.
Мобилизованные сразу приняли участие в наступательных действиях под Угледаром, Авдеевкой и Новосёловским зимой 2022-2023 гг.
Единственная деталь, которая укладывалась немного в политику ограниченного применения мобилизованных — в некоторых воинских частях мобилизованных пехотинцев использовали только в подразделениях закрепления, собирая добровольцев для участия в атаках с письменным заверением своего согласия. И ещё в некоторых частях зимой 2022-2023 гг. проводились расследования в каждом случае значимого количества боевых потерь среди мобилизованных. Но эти нюансы несущественны, потому что эти инициативы пытались соблюдать отдельные командиры на фоне десятков погибших мобилизованных российских бойцов в Угледарской, Авдеевской и Новосёловской мясорубках.
Что же до полков, созданных при мобилизации и имеющих четырёхзначные номера, то их стали использовать в наступательных действиях кое-где ещё в начале 2023 года, но совершенно точно это вошло в общую практику с осени 2023 года. Хотя, действительно, эти полки охраняли старую границу и стояли во второй линии зимой 2022-2023 гг.
4. «Мобилизованных к концу 2023 года поменяют на контрактников»
Это оказалось ложью, хотя в 2023, 2024 и первой половине 2025 года набрали несколько сотен тысяч новых контрактников.
5. «Денежное довольствие военнослужащих должно составлять не меньше 195 000 рублей».
Оказалось по большей части правдой, но потребовалось около 9 (!) месяцев, чтобы добиться регулярных выплат заработной платы от МО РФ + 158 000 от Фонда Президента + части положенных доплат.
3 минуты
23 сентября