514 подписчиков
Крушение императорского поезда произошло в октябре 1888 года на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов у станции Борки, когда царская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург.
Состав, нарушая правила того времени, состоял из 15 вагонов с 64 осями при допустимых 42, и его вели два паровоза разной конструкции, что категорически запрещалось.
Скорость поезда достигала 68 км/ч, что на 17% превышало возможности головного паровоза, из-за чего возникли сильные вертикальные перегрузки, разрушившие верхнее строение пути.
В момент катастрофы императорская семья находилась в вагоне-столовой, где Александр III, проявив недюжинную силу, удерживал обрушающуюся крышу, давая возможность близким спастись.
Из 15 вагонов уцелело только 5, оснащённых автоматическими тормозами Вестингауза, при этом погибли 21 человек и около 24 получили ранения, двое из которых скончались позже.
Император Александр III, его жена Мария Фёдоровна и дети получили лишь лёгкие травмы, что в официальной печати и церковной традиции интерпретировалось как чудо.
Расследование причин катастрофы, проведённое прокурором А. Ф. Кони, выявило ряд технических нарушений: плохое состояние пути, гнилые шпалы и превышение допустимой скорости.
В результате от должностей были отстранены министр путей сообщения К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон К. Г. Шернваль и другие ответственные лица.
На месте трагедии был построен православный храм в память о чудесном спасении императорской семьи.
Существует также версия о возможном теракте, согласно которой крушение могло быть вызвано взрывом бомбы, заложенной помощником повара, связанным с революционными организациями, однако она не получила официального подтверждения.
1 минута
20 сентября