США, ЕС - плановый переход.
В результате ВМВ мир пошел на мировую глобализацию. До 1991 года было два его варианта: англосаксонский и советский. В итоге остался только англосаксонский.
Черты этой глобализации явно не первой в нашей истории и не последней:
1.свободная торговля (по стандартам США на самом деле);
2.единые правила (для своих, естественно);
3.доллар — единая валюта;
4.единые финансовые рынки (все биржи ориентируются на Нью-Йоркскую фондовую биржу);
5.военный диктат США (ключевое: США сильнее всех в мире в военном плане).
От первой промышленной революции, которая произошла в Англии в первой половине 19 века (подробней у Роберта Алена «Глобальная экономическая история»), и далее Европа и США — во всех этих странах происходило количественное накопление, которое трансформировалось в качественное изменение — промышленную революцию. Остальные страны: Россия, Япония, позже Китай — столкнулись с необратимостью догоняющего развития. Догоняющее развитие можно осуществить через концентрацию капитала и ресурсов и через плановое строительство. КНР применяет это с 1940-х годов, Япония — с конца 19 века. Россия — со времен Петра, то есть уже 350 лет. В этом смысле у нас больше всего опыта. Главная проблема США в том, что им никогда в истории не приходилось планово догонять конкурентов. Конечно, у них была и политика протекционизма, и Рузвельтовский новый курс. Но будем говорить прямо: это всё только малая доля самой настоящей плановой индустриализации. Реальная индустриализация — это многогранный процесс, состоящий из подготовки кадров, сырья, технологии и инфраструктуры (подробней в книге «Кристалл роста» Александра Галушко). Рузвельту не надо было создавать сотни новых предприятий для запуска военного производства, только дать заказы существующим гигантам. В Европе тоже не было послевоенного чуда Европы, было восстановление существующих до этого производств: люди были, технологии были, знания, как делать, тоже. США дали денег и рынок сбыта. Деньги как бензин, который в машину льют. Да, что-то, конечно, было разрушено. Но это явно не с нуля создавать в пустом поле.
И Трамп, а до него Байден и Обама рассуждали всегда в логике прошлого опыта своей страны. Сейчас денег зальем и поедим. А тут выяснянется, что и машины нет, стоишь в чистом поле. Нет нужного количества специалистов, опыта, комплектующих. Номенклатуры из тысячи вещей, материалов и людей для запуска. Это всё надо готовить заранее, за годы до строительства заводов. В итоге деньги, конечно, все берут, а выхлопа нет. И это характерно для всех стран, которые подверглись деиндустриализации, и России тоже. Разница в том, что у нас есть наш исторический 350-летний опыт как раз догоняющего развития. США придется учиться методом проб и ошибок. Весь вопрос — получится или нет. В интересное время живем.
2 минуты
23 июля 2025