Найти в Дзене
40,7 тыс подписчиков

Уральские легенды: образ Хозяйки Медной горы

Решил вернуться к формату еженедельных тематических постов на тему Уральской мифологии, в которых буду рассказывать о популярных и не очень популярных уральских мифологемах. Кратко и содержательно. В планах сделать соответствующую рубрику, где будут собранны посты по данной тематике (если кто не знал, то на главной странице нашего блога есть тематическая подборка с материалами нашего канала). Надеюсь, что вам, уважаемые подписчики, этот формат будет интересен. Поддержите лайком :)
Итак, сегодня наша публикация посвящена, наверное, одному из самых узнаваемых героев, а точнее героинь уральской мифологии - Хозяйке Медной горы. Образ знакомый каждому ещё с детства благодаря сказам великого русского писателя Павла Петровича Бажова. Трудно найти человека на постсоветском пространстве кто не читал или хотя бы не смотрел экранизацию сказа "Малахитовая шкатулка". Собственного говоря поэтому, многие считают, что данный образ связан исключительно с произведением написанным Бажовым и является не более чем персонажем одного из самых популярных сказов, однако это не совсем так. Не секрет, что большинство своих сказов Бажов написал не с чистого листа, а художественно развил и переосмыслил сказки, услышанные им ещё в детстве от одного из старожил Полевского по прозвищу дедушка Слышко. В свою очередь старожил эти сказки слышал ещё будучи сам ребенком от местных старожил, так из поколения в поколение кочевал местный фольклор. Однако современные исследователи полагают, что легенды о некой "Хозяйке гор" уходят своими корнями глубоко в прошлое.
Образ некой "Хозяйки подземных богатств" присутствует в мифах коренных народов Урала. Среди народа Манси почитался образ Калтась-Эква - женский дух воплощение силы Земли. У Коми-Пермяков была Зарни Ань — или "Золотая женщина" живущая в горе и карающая алчных искателей сокровищ и собирателей минералов. В мифологии Башкир встречается упоминание о женском воплощении духа земли - Умай. В фольклоре русских горных рабочих встречается упоминание о некой "Каменной девке" - властительнице подземных недр, встреча с которой сулила гибель рабочему. Согласно одной из гипотез мансийский миф, коренных жителей Среднего Урала, перекочевал в мифотворчество русских переселенцев. Затем трансформировался из образа языческой богини в более понятный образ, став героем сказок, одну из которых услышал Бажов в детстве и уже спустя много лет преобразил услышанное в образ той самой "Хозяйки Медной горы".
В целом все эти языческие божества имеют общий архетип: женский образ некой хранительницы недр и тайных природных сокровищниц, встреча с которой сулила беду тем, кто пришёл позариться на её богатства, кто приходил без злого умысла тот получал ценные дары. |Т.У.|
2 минуты
117 читали