2010 подписчиков
Картины Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова ««Отблеск заката» и «Сон божества» были написаны в 1904 году в Введенском около Звенигорода на западе Подмосковья. Темпера, холст.
В.Э. Борисов-Мусатов (1870 — 1905) — русский живописец и рисовальщик, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Родился в Саратове в семье бывших крепостных. В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжёлую травму позвоночника, у него стал расти горб. Проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств. Учился также в студии Ф. Кормона в Париже.
В конце 1903 г. семья Борисова-Мусатова снимается с места (с 1898 года он проживал в Саратовской губернии) , и вот уже они под Москвой, в Подольске.
Именно в этот период, после переезда из Саратова в Подмосковье Борисов-Мусатов гостил с семьёй в подмосковной усадьбе Введенское. В это же время там собралась большая художническая компания, близкая В.Э. Борисову-Мусатову. Во Введенском в 1904 году художник создал картину «Отблеск заката», а позже, работая над эскизами фресок к росписям особняка госпожи Дерожинской, в эскизе «Сон божества» использовал тот же пейзаж. Две дамы прогуливаются вместе в сюжетах обоих картин на фоне усадебного особняка наверху на холме. Только в первой картине дамы изображены со спины, как бы уходя к особняку, а на второй они идут от особняка к художнику, их лица видны.
Сейчас Введенское ― село в Одинцовском районе Московской области, в трёх километрах на юго-восток от города Звенигород, рядом с конечной железнодорожной станцией звенигородской одноколейки. Место известно дворянской усадьбой «Введенское», которая занята санаторием «Звенигород», созданным еще в 1933 году (в настоящее время принадлежит московской мэрии). Вход на территорию санатория и, соответственно усадьбы, ограничен.
История возникновения усадебного комплекса, каковым он дошел до наших дней, следующая.
В конце XVIII в. император Павел I подарил Введенское Екатерине Николаевне Лопухиной (1763-1839), второй жене князя П.В. Лопухина. Екатерина Николаевна была мачехой фаворитки императора Павла, Анны Лопухиной. Её муж Пётр Васильевич Лопухин пригласил для строительства усадьбы во Введенском Николая Александровича Львова (1751-1804), выдающегося архитектора (хотя он не имел специального архитектурного образования), учёного и поэта, тайного советника, собирателя фольклора.
Львов построил деревянный оштукатуренный дом, отличающийся благородством форм и флигеля (в советское время были надстроены переходы к флигелям, чем был нарушен силуэт дома). По его плану был разбит липовый парк и прорублена подъездная аллея. Уже после смерти архитектора по его же проекту была построена каменная, ныне существующая церковь Введения во храм Божией Матери.
Фабриканту Василию Ивановичу Якунчикову усадьба принадлежала с 1827 по 1909 года. Скрипач-любитель, он собирал всю музыкальную Москву на свои домашние концерты и был в числе тех, кто субсидировал строительство Московской консерватории. Очень любила усадьбу его дочь известная художница М. В. Якунчикова. Зиму она проводила в городе, а летом приезжала сюда. Ряд картин был написан ей в окрестностях Введенского. Здесь у нее гостили и работали В. Э. Борисов-Мусатов, И. И. Левитан, бывали П. И. Чайковский, А. П. Чехов.
#odinmirage #Западное_Подмосковье #Звенигород #Введенское #Борсиов-Мусатов #Русский_художник
3 минуты
3 июля