Найти в Дзене
9 подписчиков

Маковский. Молебен на Пасху. 1889 год.

Как странно, сейчас мы смотрим на картину и не подозреваем сколько эмоций и разных интриг было между передвижкими среди их же круга, а потом когда появились импрессионисты… жизнь была всегда жизнью и страсти кипели там, где казалось бы им места не было…

Напомню, что смысл и новизна пережвижнического движения была не только в то, что они ездили со своими выставками по империи (таким образом еще и вдохновлялись различными сюжетами, изучали быт и культуру, то есть по сути первые Тревел блогеры), но еще и писали жизнь низшего сословия (или вообще женщин с низкой социальной ответственность), разных уголков России, на которые надо было обратить внимание высшим (зажравшимся) кругам. Они действительно были силища и мощь того времени, и они-то и есть начало нашей живописи не придворной.
Но каждый из них все таки имел свой стил. Смотря на Маковского всегда мысленно его благодарю.
Меня эта картина вернула в те деревенские ритуалы, но уже не такие ярко выраженные в наше время.

На картине развернуто многофигурное действо, представляющее церковный праздник в русском селе. Живописец показывает крестьянский мир как достойного носителя духовных и национальных ценностей, минуя остросоциальный подтекст, который долгое время обнаруживали в своих сюжетах передвижники.

Маковский наблюдал за проведением молебна весной 1887 года в Орловской губернии.

«Пасхальные молебны служились на Светлой седмице, духовенство под колокольный звон обходило крестьянские избы. Звучали на молебнах и просительные молитвы о плодородии земли, об удачной весенней посевной и о богатом урожае: неслучайно древки хоругвей опущены в ведра с семенным зерном…»
Маковский. Молебен на Пасху. 1889 год.
00:06
1 минута