Найти в Дзене

О поперечно-дуговом Яблочно-Сретенском проломе Ярославля, или где в Ярославле яблоку негде было упасть!


Продолжаем разговор о феномене ярославских проломов. Именно о феномене, ибо нигде более в старых поволжских городах (от Костромы вплоть до Нижнего и Казани) не найти их в таком количестве и таком колоритном качестве, как в Ярославле. Проломы стали отдельным миром внутри торгового центра города со своей бытовой, обыденно-житейской спецификой! В своей динамике, на протяжении последних без малого 250 лет, "летопись" ярославских проломов даёт яркий материал как для знатоков градостроительства, так и для любителей повседневной истории. Сменялись правители и эпохи, менялся город, менялась и "физиономия" ярославских проломов!
Изначально по регулярному плану застройки Ярославля 1778 года три квартала торговых линий (старый гостиный двор) в лучах радиальных улиц трезубца (нынешние Кирова, Депутатская, Нахимсона) с востока ограничивались улицей Ростовской (Екатерининской = Крестьянской = Андропова), а с запада - проложенной вдоль границ средневекового земляного вала ярославского посада - улицей Казанской (Первомайская тож). Но! Примерно посередине все три квартала предполагалось разбить проломами не только по оси запад-восток (радиально-продольные проломы), но и по оси север-юг проломом перпендикулярным, поперечно-дуговым. Именно этот пролом (на мой взгляд, он был единым, непрерывным для всех трёх кварталов) поначалу и по логике своего расположения у одноименного храма назывался Сретенским! Проходил он по вектору нынешнего Депутатского переулка и тянулся до ул. Революционной. Но в скором времени сменил название в соответствии с характером торга на Яблочный, а название Сретенский пролом перешло на выходящий к храму по оси запад-восток Сретенский тупик. На различных планах видно, что сквозной пролом задумывался единой сплошной осью как альтернатива более парадным улицам Казанской и Екатерининской для подвоза товаров и продуктов. Он должен был стать своего рода "черным", бытовым проездом и проходом для торговцев и покупателей. Но!!! Со временем, когда проломы стали обживаться, обустраиваться ярославцами и переросли свои первоначальные торговые функции, произошла деформация прямой линии Яблочного пролома от Угличской=Кирова до Воскресенской=Революционной. Купцы перестраивали первоначальные торговые ряды под свои нужды, в том числе и под жильё, под трактиры, перекрывали арочные проходы (что и сделал, например, ярославский мукомол, владелец крупной паровой мельницы в Коровниках, ставшей в советские годы знаменитой коммуналкой "Крейсер Аврора", купец И.Н. Гарцев в 1896 году по ул. Депутатская, 7!) и прорубали новые! Посему и прямая ось Яблочного пролома превратилась в кривую, не проезжую и, на сегодняшний день, полупроходную, т.к. пройти по нему насквозь сегодня уже крайне проблематично. Да и само название Яблочного пролома в свете всего выше перечисленного кануло в лету, стерлось из памяти народной и исчезло с планов современного Ярославля!
2 минуты