54 подписчика
🏰 Храм Христа Спасителя - шатровый?
Нет, конечно, но не все так просто. Продолжим про иеротопию города Москвы.
Участок Храма Христа Спасителя расположен в юго-западной части города Москвы в пределах Бульварного кольца. В древности топография этого участка значительно отличалась от современной. Он был расположен на мысу при впадении ручья Черторыя в Москву-реку. Достаточно высокая береговая терраса … воспринималась как один из «семи холмов» Москвы.
В XII веке тут расположился Алексеевский монастырь, древнейший среди женских монастырей города Москвы. После возведения в 1585-89 годах укреплений Белого города, монастырь оказался в углу стен. В 1629 году древний монастырь был уничтожен пожаром. На его месте царь Михаил Федорович выстроил новый Спасо-Преображенский Собор. Его строили мастера-каменщики Осип Константинов и Трифон Шарутинов. В нем были возобновлены три древних престола: «Тихвинской» иконы Божьей Матери, Зачатия Праведной Анны и Святаго Алексия человека Божия.
Сохранилось несколько изображений собора Алексеевского монастыря первой половины XIX века. К этому времени имел измененную архитектуру фасадов, утратил один из трех шатров.
Это был достаточно редкий памятник русского храмового зодчества XVII в. Наиболее близким аналогом из существующих ныне трехшатровых храмов может служить соборная церковь другого Алексеевского монастыря в Угличе – хорошо всем известная под названием «Успенской Дивной» (также XVII в).
В сложной и многоплановой композиции Москвы XVII века шатровые сооружения имели важную роль, обозначая места и ансамбли, особо значимые в облике города. Ансамбль Алексеевского монастыря входил в систему приречных ансамблей и дозорных храмов древней Москвы. Система приречных дозорных храмов пригорода Москвы начиналась на севере Москвы шатровым храмом Спасо-Преображения в Тушине, а заканчивалась на юге шатровым Спасо-Преображенским храмом в селе Остров.
Все крепости града Москвы, включая Белый город, имели не только оборонительное, но и символическое значение в рамках идеи «Москва – Третий Рим». Белый город назывался также Царским городом и воспринимался как символ Царьграда – «Второго Рима».
В Царьграде главным и торжественным въездом в город служили Золотые ворота, расположенные в юго-западном углу линии стен. Около ворот находился Семибашенный замок («Гептапиргий»), который, в свою очередь, был символом духовной преемственности Царьграда от Святого града Иерусалима. В Иерусалиме западные Яффские ворота также связаны с образом семи башен (шести башен замка Царя Давида и башни Гиппика). Строительство необычной по архитектурному образу Семиверхой воротной башни в юго-западном углу стен Белого города подчеркивало связь как с Царьградом, так и с Иерусалимом.
Алексеевский монастырь оказался включенным в символическую композицию ансамблей Москвы подобно месту монастыря Св. Диомида в Царьграде, находившемуся недалеко от западных Золотых ворот и Семибашенного замка. В Иерусалиме же на юго-западе располагался пещерный Сионский монастырь на месте Сионской горницы, где совершилась Тайная Вечеря, а позже Сошествие Святаго Духа на Апостолов. Есть основания предполагать, что и Алексеевский монастырь имел пещеры, так как существует предание об обретении чудотворной иконы Божией Матери «Грузинской» в пещере под монастырским храмом.
Ставьте лайки и пишите, если вам интересно, как Храм Христа Спасителя из шатрового Спасо-Преображенского стал крестово-купольным. Про иеротопию Москвы мы тоже продолжим, тема неисчерпаемая.
А. Васнецов. "Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке" 1924 г.
Местность возле Алексеевского монастыря в середине XVII века. Семиверхая башня Белого города. Реконструкция В. А. Рябова.
На основе материалов проекта, разработанного архитектурно-художественным центром "Арххрам" при Московской Патриархии (фото также из альманаха "К Свету" №17).
#иеротопия
3 минуты
3 ноября 2024