Найти в Дзене
212 подписчиков

Я узнала, что роман Николая Островского "Как закалялась сталь" включили в школьную программу.


Говорят, что это вызвало непонимание среди учителей и родителей. Более того, я прочитала мнение одного эксперта из НИУ ВШЭ, который высказывает скорее отрицательную оценку этого события. Учителям, говорит он, придется сначала выделить время, чтобы самим прочитать это произведение, а затем их нужно обучить, как его преподавать.

Странно, я думала, что в этом и состоит работа педагога по литературе — текст прочитать и проанализировать с учетом критики и педагогики. Наверно, эксперт имел в виду, что произведение Островского давно забыто, не обладает высокими литературными характеристиками и наполнено идейными смыслами советской эпохи начала XX века.

Но подождите, Солженицын же с "Архипелаг ГУЛАГ" включен в школьную программу. Хотя это вообще некий непонятный жанр — художественное исследование, которое также отражает личный опыт автора и спорную идеологию о репрессиях.

Почему же Солженицын - это ок, а Островский, не достойно усилий учителей по анализу и учеников по прочтению? Ведь "Как закалялась сталь" — это книга очевидца и участника событий 1914–1924 годов в Украине. В ней описаны оккупация немцами, Петлюра и поляки, которые не хотели упускать Украину, а также рабочие и солдаты, которые встали на сторону красных. Смещены акценты? ну и что? У Солженицына разве по-другому?

Роман, кстати, про уважительное отношение к женщине, и, не побоюсь этого слова, про равноправие. Про то, что отношения - это про романтику и чистоту, а не про пошлость и насилие.
Павел Корчагин - он же проходит трансформацию, учась, живя, вступая в отношения. И он формулирует смыслы, признает ошибки. Что плохого в том, что наши дети будут знать о том, что для достижения цели нужно ставить эту цель выше себя и гореть ею? Мне кажется, нынешнему поколению это совершенно не помешает.

Островский сам является реальным примером воли и характера: в 18 лет стал инвалидом, в 23 полностью парализованным, в 24 он полностью ослеп. Он болел сыпным тифом, пневмонией, несколько раз возвратным тифом, у него было несколько тяжелых ранений и травм.

Он выстрелил себе в сердце, когда узнал, что лечения нет. Но пуля прошла через верхушку легкого и он выжил.

И решил, что будет жить и писать книги: человек, которому сказали, вам учиться еще и учиться, чтобы писать. Инвалид, который был вынужден корябать буквы одной, еще не парализованной рукой по трафарету. А после того, как отказала рука и окончательно угасло зрение — по памяти надиктовывать книги. "Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной" (Ц).

Вы скажете, идея, социалистический реализм, формализм, текст существенно отредактирован. Подумайте о другом. В СССР эта книга была одной из самых популярных — к 1991 году ее общий тираж составил фантастические 53 миллиона. Всем известный "Тихий дон" Шолохова (лауреат Нобелевской премии) был издан 20 млн. тиражом.

Задайте себе вопрос - почему? и прочтите ее.
"Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..." (Ц)
2 минуты