54 подписчика
А теперь, собственно, обсудим помазание на царство на Руси.
Общепринято в исторической науке, что первым венчался на царство Иоанн IV Васильевич (без помазания, но чин при нем составили). Также существует расхожее мнение, что до него никто из князей никогда не был помазан. В том числе, по утверждению о. И. Мейендорфа, не было никакого акта передачи императорской власти (translatio imperii) Владимиру I Святому, который оставался в подчинении шурину, законному императору Василию II.
При этом решающим для авторов становится византийский фактор, связанный с тезисом об отсутствии инаугурационного помазания в инвеституре самих византийских императоров до начала XIII в. Однако, как мы показали ранее, к моменту крещения Руси помазание миром при восшествии на престол стало во всей Европе обязательной нормой, которую Владимир просто не мог проигнорировать.
Прежде всего, нужно отметить, что Великая княгиня Ольга, бабка Владимира, была в Царьграде, к ней сватался император Константин VII. Даже опуская «легенды» о ее происхождении (могла ли дочь безвестных псковских жителей «отличаться независимостью суждений и умом среди мужчин-архонтов Империи ромеев», а, представляясь базилевсу, не преклонить колени, а всего лишь склонить голову и не быть наказанной?), можно ли представить, что она не узнала все о византийских императорах и как их права передаются? И не рассказать об этом своему сыну и потом внуку?
Следует также учесть, что «порфирородная» царевна Анна, сестра Василия II Болгаробойцы, ставшая по условиям межгосударственного брачного договора женой Владимира, вряд ли могла допустить несоблюдение византийской инаугурационной традиции и как следствие принижения статуса своего супруга. Как известно, и в Византии, и на Западе инаугурационное миропомазание предшествовало обряду венчания на царство, при этом крещальное помазание приравнивалось к инаугурационному, если крещение предваряло «настолование». В данном случае именно такая последовательность указана в летописном рассказе о крещении Владимира в Корсуни: «по крещеньи же приведе царицю на браченье».
Не случайно на основании фрагмента из Жития Владимира, а также некоторых других данных, возникла гипотеза Д. Оболенского, согласно которой Владимир мог принять императорский титул. Действительно, в конце наиболее древней редакции Жития Владимира, включенной в текст Памяти и похвалы Иакова Мниха, титул «святые цесари» применен одновременно к Киевскому князю и к императору Константину Великому. Наравне с византийским императором Владимир именуется «царем» в трудах таких арабских историков, как Яхья Антиохийский, Абу-Шоджа и Ибн ал-Асир. В «Послании Брунона королю Генриху» Владимир упомянут ок. 1008 г. как «государь Русов (senior Ruzorum), великий властью».
Итак, лишь инаугурационное миропомазание могло стать единственной легитимной причиной для введения царского этикета при дворе Владимира. На равных правах с василевсами Византии Владимир Святой приступил к собственной чеканке золотых (на фото) и серебряных монет, где исключительные прерогативы русского самодержца были обозначены одним выражением — «На столе (престоле)». На всех этих монетах русский государь представлен с такими же, как у византийского императора, инсигниями: византийская императорская корона с крестом, в правой руке — скипетр с крестом, а одежда полностью повторяет императорское облачение (лор). Изображение нимба вокруг головы Владимира Святого несомненно указывает на декларирование полного равенства с правителем Византийской империи.
Породнившись с императорским Македонским домом, династия Рюриковичей на Руси смогла сразу же войти в европейскую монархическую семью и занять одно из самых привилегированных мест в ее монолитной иерархии. Именно благодаря этому как Рюриковичи, так и потом Романовы, могли отдавать и принимать невест из любых христианских монарших домов. И про культурный код тоже, но позже.
По материалам XVIII Всероссийской научной сессии византинистов.
Валентин Серов. Миропомазание Николая II в Успенском соборе (1897).
#миро #история
3 минуты
30 октября 2024