54 подписчика
⛪️ Продолжаем про иеротопию Москвы и участие в ней Храма Христа Спасителя
Война 1812 года, победа над многонациональным войском Наполеона, огненная жертва Москвы, разорение и осквернение святынь произвели значительный переворот в сознании всех слоев Российского Государства. Возросли патриотические настроения, укрепилось, стало возрождаться в народе духовное, христианское мировоззрение, всегда бывшее стержнем всех проявлений русской жизни, но изрядно пошатнувшееся за минувшее столетие увлечений европейскими науками и культурой. Война была осознана как Божья кара за отступничество, а победа – как посланное свыше спасение.
В 1813 году на Рождество Христово император Александр I издал манифест о строительстве Храма Христа Спасителя, дабы увековечить в памяти грядущих поколений благодарность Господу от спасенной Им России.
В результате второго конкурса в 1829 году (место по итогам первого конкурса было неудачно выбрано – на Воробьевых горах – грунты поползли и стройку отменили) проекту Константина Андреевича Тона был дан ход.
Выбранное для кафедрального собора столицы место, занимаемое Алексеевским монастырем, с градостроительной точки зрения было удачно. Как памятник воинской славы Храм вошел в структуру памятника воинской славы Москвы, состоящего из обетных храмов, военных Приказов и крепостных стен.
Средоточием его в центре столицы были Военный Приказ, Собор Архистратига Михаила – святого покровителя воинства, Троицкий Собор на Рву (он же Покровский или Василия Блаженного) – в честь взятия Казани, и Казанский Собор на Красной площади – в честь победы над польско-шведской интервенцией Смутного времени.
К востоку от Кремля в Белом городе располагался целый комплекс обетных воинских храмов «на Кулишках» с Ивановским монастырем. Под их крестами упокоились русские воины, павшие на поле Куликовом и защищавшие Русь от вражеских нашествий с востока.
К западу от Кремля в Белом городе встал Храм Христа Спасителя как память о спасении России от нашествия с Запада. Несмотря на необычную для Москвы большую высоту (102 метра, на 20 метров выше колокольни Ивана Великого), Храм включен в ансамбль центра с использованием всех русских традиций: окружающая его площадь не получила обстройки по периметру, расположенный на изломе улиц Храм замыкал перспективы нескольких улиц, доминирующий вид уравновешивался с востока от Кремля крупным зданием Воспитательного дома и храмами «на Кулишках».
Под строительство Храма сносились все постройки Алексеевского Стародевичьего монастыря с Преображенским собором, а также одна из древнейших московских церквей «Всех святых». Алексеевский монастырь был перенесен на новое место – в Красное село, где для него были выстроены новые храмы и службы.
Однако существует предание, что игуменья монастыря, возмущенная сносом древней обители, предсказала, что на этом месте стоять ничего не будет. Возможно, в благом деле созидания новой общерусской святыни это было главное, до сих пор не разрешенное духовное противоречие (от себя добавим, что Константин Андреевич Тон был масоном, как, впрочем, почти вся аристократия того времени).
Торжественное освящение Храма состоялось только 8 июня (26 мая) 1883 года в год коронации Александра III. Главный престол собора был посвящен празднику Рождества Христова, так же, как и престол Софийского собора Царьграда. Надпрестольная сень Храма была выдвинута из алтаря в средину иконостаса и устроена как отдельный шатровый (!) храм, подобно Кувуклии над Гробом Господним Храма Воскресения в Иерусалиме, а также подобно надпрестольной сени Св. Софии Царьграда.
Дальше историю вы знаете. Храм взорвали в 1931 году, Дворец Советов так и не построили, бассейн «Москва» тоже закрыли в 1993 году. И, наконец, 16 июля 1992 года Президент России подписал Указ о создании «Фонда возрождения Москвы», в котором первым пунктом стояло воссоздание Храма Христа Спасителя. Естественно, по образцу 1883 года...
На основе материалов АХЦ "Арххрам" при Московской Патриархии ( "К Свету" №17).
#иеротопия
3 минуты
8 ноября 2024