54 подписчика
👑 Продолжаем про помазание на царство
Не совсем тема нашего канала, но уж больно интересная и необычная. На этот раз про истоки обряда в Европе. Но она помогает понять некоторые моменты культурного кода, к чему мы позднее вернемся.
В научной среде существует мнение о первенстве визиготской традиции помазания при возведении на престол. На самом деле вестготские короли, начиная уже с первого короля Реккареда («История готов» Исидора Севильского), всего лишь подражали инаугурационной практике Византийской империи.
Первым королем вестготов, о котором можно сказать, что над ним было совершено помазание в сентябре 672 г., был Вамба, хотя автор описания всей церемонии воспринимал ее как традиционную. Кельты-христиане, судя по сочинению Гилдаса Мудрого «De excidio et conquestu Britanniae» VI в., также были знакомы к тому времени с помазанием при «посвящении в сан» короля, что отражено в ирландском собрании канонов «Hibernensis» VIII в., оказавшем большое влияние на франкскую церковь.
Хотя западную традицию инаугурационного помазания монарха принято возводить к Пипину III Короткому, помазанному с согласия Рима в 751 г. Бонифацием, архиепископом майнцским (Ann. reg. Franc., 750), при изучении древнейшего из франкских требников (в составе мюнхенской рукописи IX в.) возникла гипотеза, что миропомазание королей было известно в Галлии уже в меровингскую эпоху, начиная с помазания Хлодвига в 496 г. В последнем случае весьма характерно предание о чуде с миром св. Ремигия в контексте исключительных прав римского папа и вселенского патриарха на мироварение и рассылку мира. Лишь после помазания франкские короли, единственные из мирян, могли участвовать в церковных церемониях, подобно тому, как это было узаконено в Византии.
Вслед за франками данный обряд к концу VIII века был воспринят в Англии, по всей вероятности, в 787 г., когда впервые произошло помазание на престол Эгберта, сына короля Мерсии Оффы, который был «посвящен в короли» (to cyninᵹe ᵸehalᵸod) во время Челсийского собора (Cealchythe) в присутствии легатов папы Адриана II. О рецепции византийской модели монарха как «нового Давида» свидетельствует инаугурационное миропомазание Эдгара Миротворца в 973 г.
Распространение и кодификация миропомазания в качестве правовой основы легитимной интронизации как в Византии, так и на Западе заставляет пересмотреть известный эпизод венчания на царство Болгарское Симеона в 913 г. в церкви Иоанна Предтечи в Евдоме, где в 582 г. был коронован Маврикий, а в 602 г. — Фока, связанный с наложением на Симеона патриархом Николаем I Мистиком т. н. «накидки».
Для сравнения следует привлечь процедуру утверждения на соборе 876 г. императорского титула франкского короля Карла II Лысого (840–877), который возложил корону «по-гречески», т. е. поверх головного покрывала (venit imperator Graecisco more paratus et coronatus). Подобное покрывало именовалось «epirriptarion», и его использование при интронизации Симеона в 913 г. косвенно указывает на инаугурационное миропомазание, как следует из чина коронации Мануила II Палеолога, глава которого после помазания патриархом была покрыта куколем и лишь затем венцом.
И следующим постом в данной теме мы, наконец, перейдем к Руси. Подписывайтесь и ставьте лайки 👍, этим вы нас мотивируете на поиск новых интересных тем!
По материалам XVIII Всероссийской научной сессии византинистов, Москва 20–21 октября 2008 года.
#миро #история
2 минуты
23 октября 2024