Найти в Дзене

От Камиллы до «уродливой» Елизаветы Австрийской: непростая история одержимости внешностью королевских особ

На протяжении всей истории о королевах часто судили по их внешности. Стандарты красоты сформировали раннее современное королевское правление. Даже сегодня королевские особы, такие как Камилла, Кэтрин и Меган из британской королевской семьи, подвергаются пристальному вниманию из-за своей внешности, в то время как к их мужьям не предъявляют таких же требований.

Одной из женщин, к внешности которой приковано особое внимание, была Елизавета Австрийская (1436/37–1505). Елизавета, известная как «мать королей», вышла замуж за Казимира IV, короля Польши и родила 13 детей, обеспечив будущее династии Ягеллонов. Однако её до сих пор помнят за предполагаемую некрасивость.
Одной из женщин, к внешности которой приковано особое внимание, была Елизавета Австрийская (1436/37–1505). Елизавета, известная как «мать королей», вышла замуж за Казимира IV, короля Польши и родила 13 детей, обеспечив будущее династии Ягеллонов. Однако её до сих пор помнят за предполагаемую некрасивость.

Эта одержимость своей внешностью затмевает то, что действительно было важно для королев в её время: плодовитость, материнство, политические союзы и династическую стабильность.
Елизавета была могущественной королевой-консортом Польши, которая играла важную роль в европейской политике. Тем не менее на протяжении веков её в основном называли непривлекательной. Эта история, вероятно, началась уже через 50 лет после её смерти, когда комментаторы сосредоточились на её предполагаемом уродстве.

Но основания для этих утверждений в лучшем случае шаткие. Средневековые летописцы, такие как Ян Длугош, которые описывали жизнь польских правителей и их семей, не упоминали о внешности Елизаветы.
Главной ролью королевы в Европе раннего Нового времени было рождение наследников и заключение политических союзов посредством брака. Красота, возможно, не была самым важным фактором.
Брак Елизаветы Австрийской с Казимиром IV Польским был заключён ради укрепления связей между династиями Габсбургов и Ягеллонов, а не из-за физической привлекательности. Из 13 детей Елизаветы несколько стали королями и королевами по всей Европе. Её происхождение и статус матери были основой её политического влияния — гораздо более ценного, чем её внешность.
Королевских особ XXI века продолжают преследовать те же стереотипы, что и Анну Клевскую и Елизавету Австрийскую. Например, королеву Камиллу на протяжении всей её публичной жизни критиковали за внешность, особенно в сравнении с покойной принцессой Дианой.

Кейт Миддлтон и Меган Маркл также подвергаются пристальному вниманию СМИ из-за своей внешности. В заголовках обсуждается всё: от их выбора одежды до их веса. Королева Дании Маргрете, принцесса Монако Шарлен и королева Испании Летиция также находятся под пристальным вниманием.
Конечно, королевы знали и знают об этом. Многие даже использовали красоту, ритуалы и моду в своих целях. Клеопатра сделала это, чтобы удержать власть в Древнем Египте, а Мария-Антуанетта, чтобы защитить себя от враждебного французского двора.
Правление Елизаветы I в Англии породило концепцию «елизаветинской красоты», для которой характерны бледная кожа, розовые губы и щёки. И покойная Елизавета II понимала, что нужно соответствовать образу.

Сводя королевских особ к их внешности — или представляя их как иконы стиля — мы не учитываем их индивидуальность и влияние на мир. В то же время о таких мужчинах, как король Карл, король Дании Фредерик и король Испании Филипп, скорее судят по их мужественности, поступкам и политике
Должна ли красота действительно иметь значение, когда речь идёт о королевских особах? Разве нас не должен больше интересовать их вклад в историю, политику и общество?

Пришло время отвлечься от внешнего вида и сосредоточиться на том, что действительно важно: на том, какое влияние эти женщины оказывают на мир. Как и их коллеги-мужчины, они играют ключевую роль в формировании истории и политики, поэтому мы должны тщательно обдумывать, как мы их оцениваем.
3 минуты