390 подписчиков
О пользе наказания
На одном из последних тренингов по эффективной обратной связи один из участников задал интересный вопрос: «А является ли наказание эффективным способом обратной связи?»
На тренинге я ответил, что нет, однозначно не является. Наказание как метод обучения и корректировки поведения не работает. Это действительно так в большинстве случаев, ведь оно не способствует долгосрочным изменениям и вызывает больше негативных эмоций 😔, чем осознание и рост.
Однако спустя время я вернулся к этой теме и понял, что в некоторых ситуациях наказание может сработать.
Когда наказание эффективно:
1. Мгновенность. Наказание должно наступать немедленно ⏱️. Представьте, что вы положили руку на горячую плиту. Моментально получаете «наказание» в виде ожога 🔥. В этом случае формируется прямая причинно-следственная связь, и вы четко понимаете, что именно ваше действие привело к негативным последствиям. Здесь некому предъявлять претензии, кроме себя.
Что на это скажет Карен Прайор?
Автор книги «Не рычите на собаку» 🐕 Карен Прайор утверждает, что наказание редко помогает в обучении, потому что не учит, что делать правильно. Она предлагает использовать позитивное подкрепление – поощрение желаемого поведения вместо наказания за нежелательное. Прайор считает, что даже если наказание эффективно в краткосрочной перспективе, оно не создает устойчивых изменений и часто сопровождается побочными эффектами, такими как страх или агрессия 😨.
А что бы сказали Павлов и Скиннер?
С точки зрения Павлова и Скиннера, представителей поведенческой теории 🧠, наказание может временно подавлять нежелательное поведение, но оно не учит новому. Павлов бы сказал, что рефлекс можно выработать через ассоциацию, но при этом важно, чтобы подкрепление было положительным 👍. Скиннер, основоположник оперантного обусловливания, добавил бы, что наказание лишь уменьшает вероятность повторения действия, но не даёт понимания того, какое поведение является правильным. Вместо этого он предложил бы положительное подкрепление 🏆, которое направлено на усиление нужного поведения, а не на подавление нежелательного.
А что бы сказал ребенок?
"Ну вот, забрали мой телефон… А теперь я сижу без него, и что? Я просто злюсь 😠! Лучше бы мне объяснили нормально, что не так, и что я должен сделать. А так я не знаю, что изменить… и в следующий раз, наверное, всё равно сделаю что-то не так. И мне вообще непонятно, за что наказали. Ну и в угол стою, а как это поможет? Только скучно и обидно 😔."
Таким образом, наказание работает только в очень ограниченных ситуациях. В большинстве же случаев лучше делать акцент на позитивное подкрепление, чтобы изменить поведение и создать более эффективную обратную связь 🌟.
А что вы думаете? Можете ли вы привести примеры, когда наказание действительно хорошо работает? Делитесь своими мыслями и примерами в комментариях! 💬
2 минуты
21 октября 2024