22 подписчика
🔔 Продолжаем про колокольни: необычные переходные варианты 🔔
В этот раз поговорим про необычные переходные варианты от церквей "под колоколы" к известным нам колокольням.
С увеличением веса колоколов и их количества (а именно в этом заключалась тенденция развития колокольных звонов) строители оказывались перед необходимостью или увеличивать сверх меры ширину церковных прясел (если в качестве звонов использовались закомары), или – также сверх меры – увеличивать диаметр барабана (если для этой цели предполагалось использовать барабан). И то, и другое неизбежно приводило к диспропорциональным изменениям в облике древнерусского храма, к гипертрофии и искажению его облика. Среди сохранившихся древнерусских церквей «под колоколы» три памятника в полной мере демонстрируют те исключительные сложности, с которыми древнерусские зодчие должны были столкнуться, двигаясь в этом направлении.
В Ивановском монастыре в Кириллове в подкровельном пространстве трапезной церкви Сергия «под колоколы» XVI в.) устроено по одному звону на фасад вместо двух – по количеству прясел. Венчали этот одинокий звон три декоративные закомары. Огромный нелепый, полуциркульного очертания звон трапезной церкви, видимо, никогда не использовался по назначению.
В придельной церкви «под колоколы» (середина XVI в.) Авраамиево-Богоявленского монастыря прямо на бесстолпном четверике со звонами в древности возвышался непропорционально большой барабан с язычными колоколами.
Совершенно необычную форму получила в середине XVII в. бесстолпная церковь «под колоколы» Алексея Человека Божьего в Спасо-Прилуцком монастыре. В нём, как и в подколоколенной церкви Авраамиева монастыря, барабан со звонами был заложен в створе с четвериком. Однако общие размеры сооружения оказались столь значительными, что зодчие завершили барабан не главою, а шатром. Реконструировать эти несохранившиеся барабан и шатер из-за полного отсутствия аналогов невозможно. По-видимому, шатер Алексеевской церкви был круглым.
1 минута
21 октября