45 подписчиков
🕌 Подлинность материалов в церковном искусстве 🕌
В церковном искусстве (в том числе в архитектуре) всегда очень точно отражается духовное состояние его творцов. И поэтому важно поставить вопрос, который уже раньше возник и духовно разрешен в также возрождающемся искусстве православного иконописания: о материалах, которые можно применять в церковном искусстве.
Л.А. Успенский в своей статье "О материалах в церковном искусстве" (ЖМП, 1988, №11, с.20-21), посвященной иконописи, справедливо пишет:
"Также как и подлинность образа связана с Таинством Евхаристии, так необходимо связана с ним и подлинность всякого вещества, входящего в культ. Твоя от Твоих Тебе приносяще... Эти слова взяты из молитвы Давида над материалами, собранными им для постройки Храма: Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе (1 Пар. 29, 14).
.. Сотворенная и искупленная Богом материая вовлекается человеком в служение Богу. Поэтому и в иконе вопрос вещества - не только вопрос прочности и доброкачественности, но в первую очередь, вопрос подлинности.
... "Все, посвящаяемое Богу, должно быть естественно и без искусственности", - говорит святой Григорий Богослов. ... Граница между допустимым и недопустимым в литургическом употреблении вещества проходит там, где вещество это теряет подлинность, представляет видимость чего-то другого".
Храм со Святым Престолом, место "особого присутствия Божия", где совершается Таинство Евхаристии, столь же необходим для него, как и святые иконы. Поэтому все, что сказано о материалах для икон, справедливо и относительно материалов храмоздательства. Железобетон, облизованный кирпичем, имитирует кирпичную кладку и поэтому не менее лжив, чем пластмасса - "проявление эмансипации современного человека от природы, от творения Божия, от всех дел Его, призванных Его хвалить".
К тому же, современным строителям хорошо известно, что внутри железобетонных сооружений искажается магнитное поле, что бетон нарушает естественный влагообмен. Микроклимат в бетонных постройках нездоровый, что говорит о том, что это материал безблагодатный, а значит непригодный для строительства Храма.
Но насколько можно быть категоричным в данных вопросах? Сегодня, при изготовлении крестов и церковных украшений, используется латунь, обработанная давлением (ЛА85–0.5). Главы храмов мастера золотят нитрит-титаном, а в иконописи в качестве заменителя золота используют акриловую темперу типа «Олимпик». Сплавы меди с цинком, алюминием, никелем, марганцем, платиной и другими металлами применяются для имитации сусального золота и при напылении. В качестве субститута дорогостоящего металла популярна кремнистая латунь.
Если по статистическим данным в современной России каждый день открывают двери для прихожан три возрожденных или вновь построенных храма, то понятно, что на их убранство при самых благоприятных обстоятельствах золота хватить не может. И тогда неизменно возникает проблема, сходная с проблемой репродукций: молиться в храме под куполом, вызолоченным прочным нитрит-титаном, или все-таки под старым и обшарпанным?
В связи с техническим прогрессом появления новых материалов в церковной ограде избежать трудно. Они вторгались и будут туда вторгаться. Нам же предстоит каждый раз, трезво рассудив, «в разум истины приити» и оценить возможность или, напротив, абсолютную невозможность их пребывания в православных храмах. Не зря же VII Вселенский Собор для всей полноты Церкви в «Определении…» перечисляет: «…Будут ли они сделаны из красок, или (мозаических) плиточек, или из какого либо другого вещества»! Иначе зачем перечисление? И если кто-либо вынужденно прибегает к использованию заменителей, то такие меры должны считаться не компромиссными, а временными.
Самая большая опасность подделок состоит в том, что они исподволь расслабляют веру, вносят элемент несерьезности, театральной бутафории в ту область, где должны быть только благоговение и страх Божий.
#храмы
3 минуты
18 октября 2024