Как тульский самоучка Николай Белобородов навсегда изменил музыку
Сейчас в Туле сохранилась только одна гармонь, которую мастер держал в руках 145 лет назад
Его называют новатором и человеком, который сделал прорыв в музыкальной индустрии Тульской губернии второй половины XIX века. Именно тогда самоучка Николай Белобородов придумал новую конструкцию гармони, и она зазвучала богаче и красочнее. На хроматической – можно было играть соло и даже композиции в целом оркестре. Сейчас в Туле официально сохранилась только одна белобородовская гармонь. Та, которую держал в руках мастер 145 лет назад.
Она не самая первая, но та гармонь – меха которой раскрывались в руках музыканта-самоучки Николая Белобородова. Это он придумал разместить на корпусе дополнительный ряд клавиш – черных, по типу фортепиано. То есть в инструменте зазвучали не только тона, но и полутона. Но благодарные потомки оценят это чуть позже. А пока в этом доме на Посольской (ныне пр. Ленина) собиралось семейное трио: Папа Николай и две дочери.
Эта хроматическая гармонь – единственный предмет, оставшийся от семьи большого музыканта. Её 28 лет назад (с момента открытия музея) не доставали из стеллажа. И уж тем более, никто на ней не играл. Есть еще несколько семейных портретов. Остальные экспонаты музея Белобородова - напрямую с его фамилией не связаны, но рассказывают в целом об истории тульской гармони и музыкальной индустрии того времени.
Но большинство экспонатов музея (а их порядка 200-от) - это всё-таки гармони. При их изготовлении, в том числе, использовалась и белобородовская методика – с двумя рядами клавиш, при нажатии каждой – издается многозвучие, что позволяет исполнять на них не только простые мелодии (частушки, например), но и сложные композиции. Кстати, именно хроматическая гармонь Белобородова легла в основу такого популярного баяна.
#русскиенародныепесни #гармоньновости #россия #концертгармонстов #творчество #гармонь #гармошка #русскаягармошка #русскоенародноетворчество
1 минута
17 октября 2024