Найти в Дзене
11,6 тыс подписчиков

Положение психбольных в Казахстане хуже, чем у заключённых: Минздрав игнорирует проблемы?


После громкого скандала связанного с убийствами пациентов психбольницы на Каблукова и продажей их имущества министр здравоохранения проверила основные медучреждения Алматы. Судя по отчёту, всё замечательно. Вот только у нас остались вопросы. Направили мы их в Минздрав и поинтересовались, что предприняло ведомство, когда стало известно о шокирующем уголовном деле.

На перечень из семи вопросов Минздрав просто сказал, что во время «проведения досудебного расследования не допускается разглашение имеющихся в деле сведений». Вся страна при этом в курсе, что досудебное следствие давно завершилось и уже идёт суд. Но не профильное министерство.

«Мы знаем, как работает система официальных запросов: вышестоящие органы, например, Администрация президента, спускает вниз жалобы именно тем чиновникам, на кого они поступают. И ответы, как правило, готовят те самые «провинившиеся». Так и в нашей ситуации можем предположить, что ответ на письмо Ordaorda.kz сформулирован не в Министерстве здравоохранения, а в самом ЦПЗ на Каблукова».

Центру выгодно, чтобы его не трогали. Ведь суд пройдёт, шумиха стихнет, люди всё забудут и в мрачном болоте по-прежнему будет тихо и спокойно. Но нам не ясны действия чиновников из Астаны. Разве это не их прямая обязанность — строго проверять подконтрольные им учреждения?

Мы понимаем, что традиционно люди с ментальными нарушениями всегда были на задворках социальной жизни. Общество вообще не хотело бы знать об их существовании. Реакция Министерства здравоохранения на наши вопросы подтверждает пренебрежительное отношение к пациентам психиатрических клиник на государственном уровне.

А случай с пациентом столичного ЦПЗ, который покончил жизнью в отделении неврозов (как раз там, где ему должны были помочь) аккурат накануне Всемирного дня профилактики суицидов, в очередной раз подтверждает, в каком кризисе находится вся система. К слову, для руководства этой больницы смерть пациента обернулась лишь строгим выговором. Что касается алматинского ЦПЗ на Каблукова, мы внимательно изучили сайт этой организации. Вкратце ознакомим вас с этой страницей. Миссия ЦПЗ — «обеспечение психиатрической, наркологической помощи с высоким качеством и общей доступностью».

Дальше идёт просто набор высокопарных фраз, повторяющихся, но разными словами, местами даже не скреплённых смысловой цепью. В целях центра указано «оказание качественной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на уровне мировых стандартов». Интересно, администрация учреждения и остальные сотрудники больницы это читали?

Во вкладке «История центра» мы узнали, что нынешний директор Сапар Рахменшеев был назначен в 2018 году. То есть четыре года в период его руководства сотрудники ЦПЗ передавали данные о пациентах сомнительным лицам. До Рахменшеева эту должность занимали Куаныш Алтынбеков и Шайхасан Абесов. Уверены, что никто из этих главврачей не скажет, что был в курсе того, что делали подчинённые, как и семь сменившихся за 10 лет деятельности ОПГ министров здравоохранения.

История, всплывшая в алматинском ЦПЗ, наглядно показала, что эти люди, страдающие психическими заболеваниями, никому не нужны. Их положение хуже заключённых. От них открестились все. Но ведь никто не застрахован от того, чтобы оказаться в рядах этих несчастных.

Положение психбольных в Казахстане хуже, чем у заключённых: Минздрав игнорирует проблемы?
2 минуты