Найти в Дзене
54 подписчика

Продолжаем про помазание на царство. Поговорим немного про истоки, в первую очередь, про Византию. А то некоторые считают, что помазание пришло к нам из Европы...


Инаугурационное миропомазание, благодаря которому особа правителя «производилась» (от греч. προχείρησις — избрание) из сферы мирского в область сакрального, уже в раннее средневековье считалось необходимым условием легитимности интронизации монарха.

Идея Византийского царства исходила из того, что василевс вел свое происхождение как от римского императора, так и от египетских фараонов — через Птолемеев и сирийских Диадохов (древнеегипетский ритуал инаугурационного миропомазания). Согласно византийской концепции власти, император как их единственный прямой правопреемник не мог иметь равной себе под небом власти, являясь земным наместником Бога, защитником всей христианской церкви и чистоты веры. Через миропомазание по примеру библейских царей император получал освящение на управление всей христианской ойкуменой как Первосвященник (Pontifex Inclitus).

Миропомазание императора патриархом имело огромное политическое и идеологическое значение, при этом такое помазание, как и сам чин мироварения, были исключительной привилегией (προνόμιον) лишь двух высших лиц церковной иерархии — римского папы и константинопольского патриарха. В свою очередь, они могли делегировать такие полномочия своим представителям в случае помазания королевских особ. Инаугурационное миропомазание отличало правящего монарха от императора-соправителя, которого мог короновать сам монарх, но без миропомазания.

Инаугурационное миропомазание первоначально упоминается в Византии ок. 450 г., когда патриарх Анатолий (449–458) совершил церковное венчание императора Маркиана. На открытии IV Вселенского собора в Халкидоне 8 октября 451 г. Маркиана приветствовали как Царя и Первосвященника. По мнению Ж. Дагрона, эта традиция может восходить ко времени св. равноап. Константина Великого, который именуется у Евсевия Кесарийского как «внешний» или «общий» епископ. Ранее эпитет «ἱερεύς» уже звучал на соборе «σύνοδος ἐνδημοῦσα» 8 ноября 448 г. применительно к императору Феодосию II Младшему (408–450), в послании которого к III Вселенскому собору 431 г. в Эфесе упоминается об императорском входе в алтарь. В соответствии с канонами византийского права только духовные лица могли входить в алтарь (Лаод. 19, 44), поэтому исключение для василевсов, закрепленное в 69 правиле VI Вселенского собора, косвенно свидетельствует о церковном характере императорской коронации.

Лев I Макелла (457–474) принимает новый царственный атрибут «боговенчанный» после венчания патриархом Анатолием на царство 7 февраля 457 г. в столице. Инаугурационное помазание миром в апостольском граде (sedes apostolicae) стало conditio sine qua non понятия легитимности власти. Такое значение инаугурационного миропомазания в Константинополе способствовало тому, что владеющий столицей в первую очередь считался императором.

В письме патриарха Фотия императору Василию I (868 г.) прямо сказано об инаугурационном миропомазании: «помазание монарха и возложение на него рук». Помимо этого, на помазание Василия I указывают надпись в дворцовой палате Кенургион, а также анонимная похвала, составленная ок. 867–872 гг. В данном контексте нельзя не упомянуть том, что в созданной Василием I Новой церкви хранился рог помазания царя Давида, а само миропомазание библейских царей было со всеми церемониальными подробностями изображено на миниатюрах, датируемых 880–883 гг.

Эти и другие факты говорят о том, что традиция помазания на царство по сути никогда не прерывалась и несла сакральный характер с ветхозаветных времен. В этом контексте следует рассматривать и вопрос помазания на царства в Европе и на Руси, о чем читайте далее на нашем канале.

По материалам XVIII Всероссийской научной сессии византинистов, Москва 20–21 октября 2008 года.

Поднятие на щите коронуемого императора. Миниатюра из Мадридской рукописи хроники Иоанна Скилицы.
#миро #история
@Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
Продолжаем про помазание на царство. Поговорим немного про истоки, в первую очередь, про Византию. А то некоторые считают, что помазание пришло к нам из Европы...
3 минуты