Найти в Дзене

Должна ли управляющая организация хранить проектную документацию на строительство МКД

Проектная документация используется реже, чем технический паспорт МКД. Когда появляется такая необходимость, не всегда понятно, кто должен ее хранить и кому направлять запрос.
Что такое проектная документация?
Проектная документация (далее - ПД) - это документы, которые используются при строительстве или реконструкции объектов, в том числе многоквартирных домов.
В состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения в обязательном порядке включаются 12 разделов. Каждый из них описывает разные аспекты объекта, например, земельный участок, сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения, системе пожарной безопасности.
Обязан ли застройщик хранить ПД?
С хранением документации застройщиком не все однозначно. По Своду правил СП 68.13330.2017 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87, после приемки МКД в эксплуатацию оригиналы проекта и других технических документов должны храниться у застройщика. Но в этом же 1987 году в СНиП были внесены изменения, по которым техническую документацию следует передавать в эксплуатирующие организации.
На данный момент суды придерживаются следующей позиции: если застройщик не может доказать, что он передал ПД МКД и технические документы третьим лицам, то ответственным за их хранение признается именно он.
Должна ли управляющая организация хранить ПД?
Как указано в пп. «д» п. 26 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается ПД (копия проектной документации) на МКД, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) МКД (при наличии).
Таким образом, после сдачи дома в эксплуатацию ПД становится частью технической документации, в которой содержится информация о составе и состоянии общего имущества.
Передача ПД застройщиком организации, которая управляет МКД, осуществляется по акту приема-передачи.
Согласно п. 27 Правил содержания общего имущества в МКД, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Таким образом, с момента подписания акта-приема передачи управляющая организация становится ответственной за хранение ПД.
Могут ли собственники помещений запросить ПД?
У собственников помещений есть право ознакомиться с ПД, но управляющая организация не обязана выдавать ее на руки или предоставлять копии. Собственники помещений могут посмотреть ПД в офисе управляющей организации и, при необходимости, сделать фотокопии с использованием собственных средств копирования.
Нередки случаи, когда УК (ТСЖ, ЖСК) заявляют, что у них нет проекта (например, при передаче МКД в управление документы были предоставлены не в полном объеме). В таком случае можно обратиться к застройщику, который занимался строительством МКД.
Кто должен восстановить ПД, если она утеряна?
Если ПД утеряна или в ней не хватает некоторых частей, то восстановление ПД - это обязанность лица, которое отвечает за ее хранение в данный момент. Например, если застройщик сдал дом в эксплуатацию и передал документацию управляющей организации, то именно она несет ответственность за сохранность ПД.
Срок для восстановления документов ограничен. В соответствии с п. 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами он составляет 3 месяца с того дня, как организация получила уведомление о смене управляющей организации.
3 минуты