42 подписчика
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБ ОЛЕГЕ ЕФРЕМОВЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
"ШЕПТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ"
Есть не самые выдающиеся артисты, о которых небрежно говорят: какой в жизни - такой и в кино. Но Олег Ефремов настолько многогранен, что о нём можно сказать то же если очень ситуацию упростить. Скорее она бы выглядела так: в каждую роль он "вкладывал частичку себя", а человек он был, мягко говоря, с детства увлекающийся тем или иным делом, "видевший российскую глубинку": знал жизнь и чувствовал в ней людей...
Детство Ефремова прошло на Старом Арбате. Коммуналка, в которой не было привычного шума (видимо три семьи были интеллигентны), рано (в 12 лет) начал курить, а в Воркуте, куда занесла по работе судьба его отца, Олег познакомился с урками и, даже, имел среди них авторитет. Бойкого московского подростка они взяли в компанию, называли "лисьей мордочкой" и стали натаскивать на "форточника", используя его худощавое телосложение и "внушающее доверие лицо" (с ними он впервые попробовал алкоголь и не что-то, а чистый спирт). Один из таких "уроков" закончился возвращением хозяина и ударом палки в глаз (что вызвало отслоение сетчатки и, впоследствии, тем, что называется "глазной тик"). Приключение кончилось тем, что отец забрал будущего актёра из Воркуты, а семья вернулась на Арбат.
По словам "друга детства" (а друзей у Олега было немного), они прятались в безлюдных местах, курили и пили квас, воображая, что это пиво. За бегая вперёд, скажу, что две пагубные привычки и погубили Олега, унеся его жизнь в возрасте 72-х и доставив ещё при жизни ряд проблем. Даже, после операции на лёгком (эмфизема) он безуспешно бросал курить, а в конце жизни был привязан к "лёгочной маске и аппарату".... Но вернёмся к детским годам выдающегося деятеля театра и кино.
Над кроватью у изголовья висел "обнажённый" женский портрет и когда в будущем мать попрекнула сына в "непостоянстве", он задал вопрос: "А зачем было вешать над головой "эротический портрет"?
Когда в 2000 году не стало руководителя театра МХАТ и создателя театра "Современник" газеты "захлёбывались" от эпитафий, эпитетов похвалы, выражая соболезнования и "боль утрат"." Умер талантливейший, гениальный актёр, человек "который любил многих московских красвиц и ни об одной никогда дурного слова не посмел сказать".
Вот несколько фактов, подтверждающие эти слова. Лилия Толмачёва - первая жена, молодая Саратовская девчонка, не знавшая правды жизни, единственная, которая сама бросила Олега Николаевича из-за раннего пристрастия к алкоголю. Настю (дочь от гражданского брака с актрисой Ириной Мазурук) он удочерил. Вторую жену Аллу Покровскую принципиально не взял к себе во МХАТ (из-за боязни воздействия на него через неё), любовницу Ирину Мазурук взял.... Любил женщин, но не знал каково окунуться в семейный быт. Таким же (не претендую на истину 100%) по жизни был и его экранный герой.
Не сказать, чтоб красивый. Худой, длиннорукий, улыбчивый, "без особых примет". Обычный! Но в этой "обычности" была достоверность, узнаваемость - "фирменный стиль", которого и пытаются добиться почти все деятели театра и кино.
Немногие актеры обладают талантом оставаться самими собой в разных ролях, эпохах и обстоятельствах и быть одновременно органичным и интересным. В этом и заключался востребованный временем уникальный "стиль" Олега Николаевича, который СМИ называли "душевный" или "шептальный" реализм. Стиль, оказавший влияние на советский театр и кино. В отличие от "породистой", аристократичной манеры игры Тихонова и Баталова, этот стиль стал для зрителя более близким и однозначно "своим".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
2 минуты
12 октября 2024