45 подписчиков
🌟 О чем молчат картины: Аркадий Пластов (часть 2) 🌟
Сегодня продолжим разбирать, а, скорее, чувствовать культурный код в двух очень разных, но и неуловимо похожих картинах Аркадия Пластова.
Война застала Аркадия Александровича Пластова в Прислонихе. В 1942–1943 годах он работал над ставшей позже хрестоматийной картиной «Фашист пролетел», той самой, которую Сталин привез на Тегеранскую конференцию. Эта картина воздействует тишиной. Композиционно полотно четко разделено на два пространственных плана. Каждый план решается в свойственном ему цвете: сочные зеленоватые тона — полные жизни поля озимых — и краски осени, умирания, увядающей природы. Все просто, бесхитростно, лаконично скомпоновано, и в этой простоте без шума, без истерики обнажается катастрофа бессмысленной бойни — внезапно, молниеносно закончилась жизнь этого сельского мальчишки, и этот прекрасный мир будет жить дальше, скоро побледнеет осенний лес, в небе появятся первые снежники-мотыльки, но ничего этого больше не увидеть ребенку, которого просто так, потехи ради, расстрелял пролетающий немецкий летчик. 🌳🍂
«Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей», — говорил Пластов. Так пронзительно написать смерть можно, только любя жизнь.
В 1946 году Аркадию Пластову присуждают Сталинскую премию I степени за картины «Сенокос» и «Жатва».
«Сенокос», пожалуй, это апофеоз пластовского гимна радости, здесь сплелись все его любимые темы и мотивы: бесконечно дорогой ему крестьянский мир и родная цветущая земля. 🌾🌞
Благодаря звучности цвета, обилию теней, рефлексов зритель утопает в звонком многоцветье бесчисленных полевых цветов, в голубизне утреннего свежего воздуха, в напоенных солнечным светом душистых летних травах. Здесь чувствуется импрессионистская раскованность, свежесть, трепетность живописной ткани, ставшей основой для пластовского художественного языка. Через регулярный ритм передаётся ощущение слаженности, единого порыва работающих людей. Пластов выстраивает композицию, уводя зрительский взгляд в глубину, там синеет лес, золотятся стога сена. И кажется, и этот летний жар, и плодородная цветущая земля, и люди, разгоряченные работой, наполненные потаенной глубинной силой земли, — все это было и сто, и двести лет назад. Пластов выразил какую-то вневременную радость самой жизни, ее простоту, ясность и одновременно наполненность и мудрость. 🌿🌼
Сам он признавался, что писал работу, «задыхаясь от счастья», и этот переизбыток счастья чувствуется так остро еще и потому, что написана картина в 1945 году — первое мирное лето после войны: «Я когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся — смерть кончилась, началась жизнь, сверкание солнца в небе». Умение почувствовать и сохранить на полотне этот порыв души — «каждому листочку радуйся» — и есть тот главный мотив, то поле, которое очертил Пластов в советской живописи. 🍃🌸
Есть художники, чьи работы можно назвать богословием в красках, у Пластова скорее — славословие в красках. Его влечет все отрадное, укоренённое в добротной, щедрой, слаженной жизни. Не то чтобы он не замечал ничего горького и отравленного вокруг, но ему внутренне соприроден свет.
Есть что-то неуловимо в этих двух картинах, от чего щемит сердце от ощущения родного. Не просто мастерства художника, а именно от духовной сопричастности.
Будет пост ещё про одну картину Аркадия Александровича, мимо которой мы пройти точно не можем по тематике канала.
#картины
2 минуты
12 октября 2024