Найти тему
32 подписчика

«Мгновения какой-то высшей правды»: о рассказах Юрия Лунина

Журнал «Москва» и клуб «ЛитСоты» провели презентацию и обсуждение новой книги рассказов Юрия Лунина «Фиолетовая рыба». На встрече присутствовал автор, издатель, а также читатели.
«Челнок»: история издательства
По словам Григория Шувалова, редактора и создателя издательства «Челнок», сам проект появился благодаря Юрию Лунину. Дело было так. Как-то раз Григорию и поэту Сергею Бачинскому захотелось, чтобы книга Лунина стояла на полке. Только когда же ее издадут? Сколько лет еще ждать? «Давай издадим сами…» — решили поэты.
Затем они нашли изображение для обложки: фиолетовую рыбу Нико Пиросмани. Попросили критика Андрея Тимофеева написать предисловие. Осталось придумать название издательства. «Хотелось что-то связанное с рыбами… Карбас, например. Но это что-то северное, узко-локальное. А слово челнок — оно такое… многозначное». — пояснил Григорий Шувалов.
Лунинский подросток
Участники встречи отметили, что рассказы, собранные под одной обложкой, оставляют впечатление цельности. Один рассказ словно бы продолжает другой, составляя романное единство. Книга отражает видение молодого человека, подростка, ребенка. Взросление ребенка еще не произошло, оно только намечается.
По мнению Шувалова, когда читаешь рассказы Лунина, то вспоминается герой Сэлинджера. «Но он не пошел бы в храм, не стал бы помогать батюшке… Когда же читаешь «Через кладбище», на ум приходит Андрей Платонов. Присутствует и что-то мистическое — наверное, с Эдгаром По можно сравнить. Сохраняется и загадка, тайна… Не до конца понятно, что происходит».
Анастасия Чернова, ведущая клуба ЛитСоты, вспомнила молодых героев Шмелева и Никифорова-Волгина. «Однако им дано уже всё сразу. Реалии храма, православные традиции. Лунин же изображает наше время, его герой еще только должен найти смысл жизни, возможно, что он придет к Богу, обретет веру…»
Обсуждение рассказа «Бабочки»: два мира
Прозаик Людмила Семенова отметила у героя гордыню. Так герой рассказа «Бабочки» портит настроение своим друзьям — хорошей веселой компании. «Он хотел произвести эффект. Молодой максималист…» Анастасия Чернова возразила, что автор изображает два мира. С одной стороны — мир компании, благополучный и добрый. Всё бы хорошо. Но эти герои какими были, такими и останутся. Их жизнь ограничена вполне материальным горизонтом. Им достаточно простого оптимизма и песен вокруг костра. Герой же, от имени которого ведется повествование, имеет тягу к чему-то иному. Что-то его сильно беспокоит и тревожит. И это внутреннее смятение он пока не может адекватно выразить. Кроме того, в отличие от остальных персонажей, повествователь собой недоволен; анализируя себя, он сокрушается. В чем-то здесь по Блоку: «Ты будешь доволен собой и женой, своей Конституцией куцей… У поэта всемирный запой, и мало ему Конституций». Покаянное чувство у лирического героя Блока, как мы видим, все-таки отсутствует. В «Бабочках», не взирая на вспышки неловкого высокомерия (оно именно такое — неловкое, какое-то очень детское), герой больше сокрушается, чем любуется собой.
«Он бы хотел быть таким, как они. Но он не может!..» — пояснил Григорий Шувалов.
Обсуждение рассказа «Фиолетовая рыба»: есть ли что за пределами?
«Фиолетовая рыба» вызвала, пожалуй, наиболее напряженную дискуссию. Людмила Семенова указала на отсутствие нравственных основ. «Должен быть прорыв во что-то светлое, а здесь прорыв в сумасшедший дом». Юрий Лунин возразил, что «вера во что-то духовное, таинственное, важное — для мира прагматического может представляться безумием. Вера во что-то, что есть за пределами».
2 минуты