26,2 тыс подписчиков
"Казимир Малевич с его черной и квадратной головой сидит за письменным столом, за окном идет густой снег, Малевич мерзнет. На столе лежит только что вышедший дебют Бориса Пастернака, сборник стихов с красивым названием "Близнец в тучах". Малевич пишет небольшой текст, который он озаглавил "1913 год", это итоги года. Речь в нем идет только о полетах, о новых аэропланах и новом опыте: теперь люди могут взглянуть на тучи сверху, и не только близнецы. И о том, как это все переворачивает в человеке"
(Флориан Иллиес "1913. Что я на самом деле хотел сказать")
Казимир Малевич имел такую привычку - новые словечки изобретать. Да и шутка ли, его близкими друзьями были Велимир Хлебников, активно сочинявший неологизмы (его словарь неологизмов составила филолог Наталья Перцова и насчитывает он несколько тысяч слов), и Алексей Крученых, кредо жизни которого - "чтобы писалось туго и читалось туго".
Топ-4 нововведения Казимира Севериновича:
1. Староваторы.
Которые есть старые новаторы.
Или те авангардисты, которые пропагандируют достижения искусства прошлых эпох (оправдывают, защищают и божеупаси берут пример с него).
"Нужно староваторов спихивать на дно морское с музами, медузами и лирами, пусть перламутровые раковины покроют их тело своими переливами, а постелью им будут мягкие губки" (Из письма Алексею Кручёных, 1920).
2. Кинореска.
Все просто: кино + фреска = кинореска.
Т.е это с одной стороны искусство прогрессивное, ибо сделано оно при помощи новейших (по тем временам) технологий, с другой - архаичное по содержанию или форме.
"Если кино будет идти по пути "кинореск", тогда кино не может развивать человека и утончать его мироощущение многообразием восприятия элементов… Это глухонемой ловелас, вечно шатающийся по будуарам" ("Кино, граммофон, радио и художественная культура", 1928)
Потому что Малевич всегда утверждал, что современное кино очень сильно зависит от живописи и не пользуется техническими новациями времени, а надо бы.
3. Палитерщики.
Или художники - адепты устаревших форм.
Потому что отныне не только мрамор, кисти и краски служат верную службу на культурном поприще, но и строительные материалы, предметы личного обихода, все те же технические новации времени.
4. Харчевое.
Любимое словечко Малевича, которое в его обиходе значило не столько товарно-денежную прозу (заказы, гонорары, конъюнктуру...), сколько всякое произведение искусства, призванное удовлетворять запросы публики (т.е все то формотворчество, которое эстетически понятно и разумеется предметно).
▪️Казимир Малевич.
▪️Казимир Малевич в своей студии, 1930-е.
▪️Казимир Малевич. Автопортрет, 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
▪️Казимир Малевич.
2 минуты
11 октября 2024