Найти тему

Доброй ночи. На связи Никита Королев. Хочу отойти от уже традиционного формата «Грустного Киберпанка» (развеселые и иронические посты про историю IT, новости с рынков и отраслевые мемы) и поговорить с вами о ситуации вокруг МЦСТ — разработчика процессоров «Эльбрус». Хочу поговорить как минимум потому, что последние 2,5 года большую часть своей работы я посвящаю популяризации отечественной микроэлектроники и трансляции простого тезиса: «Мы — наследники великих инженеров и программистов, которые были способны совершать невозможное в сжатые сроки и с минимальными ресурсами. Нам есть, чем гордиться и на что опереться в своей работе». Но к делу.


Последние несколько недель я наблюдаю за тем, как вокруг компании МЦСТ сгущаются тучи. Сначала «Ведомости» написали о том, что компания перешла под внешнее управление НПЦ «Элвис» (разработчика ARM-процессоров «Скиф») для «обеспечения стабилизации состояния общества и сохранения архитектуры процессоров „Эльбрус”». Каким образом передача компании под внешний контроль разработчика, конкурирующего с ней же за одни и те же задачи по госконтрактам, может обеспечить стабилизацию (что бы это ни значило) МЦСТ, для меня совершеннейшая загадка. Впрочем, не только для меня.

«Ассоциация разработчиков и производителей электроники» (АРПЭ) несколько дней назад опубликовала письмо, направленное профильному вице-премьеру Денису Мантурову. В нем задан этот и еще более важный вопрос, будет ли вообще сохранен МЦСТ. Как мы видим, рынок обеспокоен будущим организации, его волнует перспектива сохранения разработок, коллектива и в целом философии компании. Реальна ли возможность тихого закрытия МЦСТ и перехода разработчиков в другие дизайн-центры — загадка. Но угроза такого поворота событий, судя по всему действительно существует.

Ко дню работника радиоэлектронной промышленности в официальном канале МЦСТ вышло четыре поста, которые пусть и не прямо (к экивокам и иносказаниям в российской полупроводниковой индустрии мы давно привыкли), но говорится о непростом положении компании. После рассказа о сложной истории МЦСТ автор поста пишет, что после 2022 года санкции не были признаны форс-мажором, из-за чего дизайн-центры остались один на один со своими проблемами. Предполагаю, что речь идет о вынужденном неисполнении требований субсидий из-за отсутствия доступа к кремниевым зарубежным фабрикам. И это неисполнение, ребятки, может привести к серьезным последствиям для любой компании. «На таком фоне наша компания, пока это в наших силах, будет и дальше делать свой вклад в обороноспособность страны, в создание её технологического суверенитета», — говорится в сообщении.

За 2,5 года работы журналистом на рынке вычтеха и микроэлектроники я неоднократно слышал от источников один тезис: «МЦСТ не способна выжить на открытом рынке, они могут жить только на госденьги. У компании нет будущего, а ее уникальная архитектура не нужна никому. Вот ARM/RISC-V/X86 — дело другое». Самое забавное, ребятки, что источники, транслировавшие эти тезисы, сами сейчас сидят под капельницей, набитой государственным баблом, и отключение от этой капельницы при текущей ключевой ставке приведет к быстрой смерти.

Касательно же популярного тезиса о том, что МЦСТ выпускает нерыночные продукты, я хочу напомнить, что во всем мире микроэлектроника была и остается во многом зависима от государственных денег. Сколько миллиардов долларов льют власти США на спасение Intel? А как в 80-ых американцы протекционизмом спасали свой рынок DRAM от дешевых японских чипов? Почему завод TSMC вообще появился на свет?

Нет, ребятки, чипы без госденег не живут и не развиваются, и в каждой технологически развитой стране есть компании, которые существуют на госденьги лишь для того, чтобы сохранять собственные уникальные школы разработки и технологии. Поэтому требовать от МЦСТ и любого дизайн-центра РФ развития без госденег нельзя. Это невозможно.

Мы с вами не знаем, что происходит с МЦСТ, но лично я искренне надеюсь, что компания, ее разработки и коллектив будут сохранены. Иначе будет совершена огромная ошибка.

Спокойной ночи.
3 минуты