8740 подписчиков
Чем в первую очередь «Ужасающий» выделяется из тенденции современного постхоррора?
Там (особенно в первой части) крайне непритязательный сюжет, экономная съёмка, отсутствует эстетизация насилия в угоду тошнотворному физиологизму; первую часть можно было бы записать в андеграундный жест, не уместись режиссёр Леоне во вполне традиционные жанровые конвенции.
Но здесь перед нами появляется во многом уникальный антагонист, где, конечно, в первую очередь можно выделить пантомиму, а не харизму конкретного артиста (сыграть Арта мог бы вообще кто угодно); он не отягощён драматическим бэкграундом в виде тяжёлого детства, им не движет мотив отверженности или сексуального голода – это зло в чистом виде, оживлённый комок амбиций и инстинктов.
И если вспомнить тот факт, что человек боится то, чего не понимает – то Арт временами вызывает неподдельную жуть: в сиквеле продолжительная коллизия со сверхъественным злом приобретает черты масштабного инфернального фэнтези, многократно умножая количество жертв и доводя хронометраж до солидных (по меркам слэшера) 138 минут.
К тому же в «Ужасающем» не проводится ностальгической ревизии жанра, нет интеллектуальной дистанции с форматом – Леоне упивается фактурой прямого воздействия, ведь он сегодня один из немногих, кто честно воспроизводит старую формулу эксплутейшена, намеренно отказываясь её переосмыслять.
Подход, заставляющий определённую часть аудитории зеленеть и зажимать рты, но требующий от современного автора как минимум смелости – и если так пойдёт и дальше, то к четвёртой части эта франшиза может дорасти до рейтинга NC-17.
#Разбор
1 минута
8 октября 2024