159 подписчиков
Театр Марины Цветаевой: «Это не пьеса, это поэма, — просто любовь»
Сегодня литературный мир отмечает день рождения Марины Цветаевой — страстной, противоречивой, бескомпромиссной. А знаете ли вы, что Марина Цветаева была не только поэтом и прозаиком, но и драматургом? Именно театр стал тем, что помогло ей пережить трагические события: голод, потерю дочери, одиночество, отчуждение и критику современников.
Несколько интересных фактов.
⚫️ Марина Цветаева — автор таких пьес, как «Федра», «Ариадна», «Каменный ангел», «Метель», «Приключение. В пяти картинах», «Пьеса о Мэри (наброски)», «Феникс» и многих других. Ни одна из них ни разу не была поставлена при жизни автора. Режиссеры-новаторы обратились к драматургии Цветаевой только в конце XX века.
⚫️ Марина Цветаева противоречиво высказывалась о театре и даже взяла в качестве эпиграфа к пьесе «Феникс» строки немецкого поэта Генриха Гейне: «Театр не благоприятен для Поэта. И Поэт не благоприятен для Театра». Ее влекло к театру, но одновременно она подчеркивала первичность поэтического слова.
⚫️ В своих пьесах Цветаева обращалась к античным фигурам (Ариадна, Федра) и историческим персонажам XVIII века (Дон-Жуан, Калиостро, Марии-Антуанетта). Однако в голосах ее героев можно было расслышать голоса современников автора. «Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия собственных имен», — писала поэтесса о себе.
⚫️ В 1987 году к пьесе «Федра» обратились Роман Виктюк и актриса Алла Демидова, и их постановка стала потрясением для современников.
⚫️ Алла Демидова о работе над ролью: «Работая над Федрой, я поняла, как надо играть древнегреческую трагедию. Это поэзия, это другие интонации, другой голос — он должен быть более низким».
⚫️ О том, как и при каких обстоятельствах с 1987 по 1988 годы создавалась «Федра» на Таганке, можно узнать из уникального документального фильма. Интересно, что репетиции записывали на пленку в течение почти двух лет!
1 минута
8 октября 2024