Найти тему
111 подписчиков

Можно ведь и без вина упиваться, можно и в трезвом состоянии быть пьяным и неистовствовать от упоения.


Можно, действительно можно, упиваться и гневом, и нечистой похотью, и сребролюбием, и тщеславием, и бесчисленным множеством других страстей.
Ибо упоение есть не иное что, как потеря здравых понятий, умоисступление, расстройство душевного здоровья.

Итак, не только о том, кто выпил много вина, но и о том, кто питает в душе другую страсть, можно сказать, что он сильно опьянел.

Опьянен, например, тот, кто любит чужую жену и живет с блудницами. Как выпивший много вина и обессиленный им произносит неприличные слова и видит одно вместо другого; так и объятый нечистой похотью, как бы вином каким, не произносит ни одного здравого слова, а (говорит) только срамные, развратные, низкие и смеха достойные (слова) и видит одно вместо другого; слеп ко всему, что перед глазам..., и, подобно помешанному и безумному, в собраниях и на пиршествах, во всякое время и на всяком месте... только и думает, о грехе только и мечтает; все подозревает, всего боится, и ничем не лучше какого-нибудь животного, пораженного стрелой.

Опьянен так же и одержимый гневом, у него и лицо раздувается, и голос делается хриплым, и глаза наполняются кровью, и ум помрачается, и смысл теряется, и язык трясется, и взор блуждает, и уши слышат одно вместо другого, потому что гнев сильнее всякого вина ударяет в мозг и производит в нем бурю и неукротимое волнение.

Если же опьянен всякий одержимый похотью и гневом, тем более опьянен и безумен человек нечестивый, оскорбляющий Бога, противящийся Его законам и никак не хотящий оставить это неразумное упорство; он хуже и неистовых, и умоисступленных, хотя сам, кажется, и не чувствует этого.

Опьянению особенно и свойственно то, что человек, поступая бесчинно, нисколько не чувствует этого...

святитель Иоанн Златоуст

/художник Гвидо Рени. «Иосиф и жена Потифара»/
Можно ведь и без вина упиваться, можно и в трезвом состоянии быть пьяным и неистовствовать от упоения.
1 минута