Найти тему

Изобразительно-выразительные средства языка


Мы уже знаем:

▪️анафору
▪️антитезу
▪️ассонанс
▪️гиперболу
▪️диалог с читателем
▪️метонимию
▪️многосоюзие
▪️парцелляцию
▪️сравнение
▪️умолчание
▪️цитирование

Сегодня рассмотрим такое средство, как

💚МЕТАФОРА

Метафора — это образное сравнение, в котором два феномена, объективно не связанные друг с другом, соединяются на почве субъективного сходства (автору текста они кажутся похожими, и он выстраивает на базе этого кажущего сходства метафорическое описание/сравнение). Метафора может включать в себя другие средства: эпитеты, гиперболу, метонимию, олицетворение (особенно если это развёрнутая метафора).

1️⃣ Пример из ЕГЭ 2025

Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.

Ночное небо с луной и звёздами сравнивается с лампой под узорчатым абажуром.

2️⃣ Пример из ЕГЭ прошлых лет

В нём загорался холодный огонь ярости.

Усиливающееся чувство ярости сравнивается с разгорающимся огнём.

3️⃣ Пример из ОГЭ 2025

В каждый дом ворвалось горе.

Внезапно обрушившееся горе сравнивается с враждебно настроенным человеком, ворвавшимся в дом.

4️⃣ Пример из ОГЭ прошлых лет

И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.

Физиологические сбои в работе сердца сравниваются с внезапным падением. Звук, издаваемый музыкальным инструментом, сравнивается с внезапно прозвучавшим стоном живого существа.

5️⃣ Пример из стихотворения Р. Бёрнса «Дерево свободы» в переводе С.Я. Маршака

Но юной жизни торжеству
Грозил порок тлетворный:
Губил весеннюю листву
Червяк в парче придворной.

У деревца хотел Бурбон
Подрезать корешки, брат.
За это сам лишился он
Короны и башки, брат!

Развёрнутая метафора: свобода (как и революция) сравнивается с юным зелёным деревцем, грозящий ей монарх — с червяком, поедающим молодые листья. Также монарх (Людовик XVI) сравнивается со злоумышленником, пытающимся погубить дерево, подрезав его корни.

#егэ
#огэ
#средняяшкола
#средствавыразительности
1 минута