54 подписчика
#в_этот_день
🪶До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный,
И в нем терялся мыслию послушной.
М. Лермонтов. «Сашка». 1836.
✨Сегодня, 15 октября, исполнилось 210 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, подарившего миру столько душевных стихотворений и покинувшего этот мир так рано, на заре славы, в 27 лет – совсем мальчишкой. Сколько он мог еще написать красивых произведений – и не только литературных, но и живописных! И все же 400 стихотворений, 30 поэм, 8 прозаических произведений и 13 рисунков и картин (из известных) за такую короткую жизнь – не так уж мало!
❓Что же повлияло на развитие раннего таланта и характер юного поэта?
🎼Мама будущего поэта, Мария Михайловна Лермонтова, была «одарена душою музыкальной». Она часто музицировала на фортепиано, держа маленького сына на коленях, от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».
👦🏻Когда маленькому Мише исполнилось 3 года, Марии Михайловны не стало. Воспитанием мальчика занялась бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Юрий Петрович Лермонтов не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне. Елизавета Алексеевна, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла внука к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось.
📘Мальчик рос очень болезненным. Это повлияло на характер и ум поэта, о чем говорится в неоконченной автобиографической «Повести» Михаила Лермонтова: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…»
🎓Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке росло презрение к повседневной окружающей жизни. Он сам одинок и несчастлив.
📚Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (произведения английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.
🎨Бабушка стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион – сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев (преподаватель латинского и русского языка в пансионе) и француз Gondrot, затем англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения Михаил Юрьевич владел четырьмя языками и техникой рукоделия, играл на четырёх музыкальных инструментах (семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано), увлекался живописью.
🪶В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Михаил Юрьевич горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. Здесь, под руководством преподавателей Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, издавался журнал «Улей». В этом журнале появились первые стихотворения юного поэта.
🖼️Дронов В.А. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1990 год. Бронза, литье.
Собрание ТХМ.
3 минуты
15 октября 2024