Найти тему
2393 подписчика

В ответ на пост

Пузырь IT

К 1990-м годам сеть передачи данных, которая была разработана в недрах оборонных ведомств США в 1960-х, начала превращаться в технологию, доступную для масс.

Усилиями того же Тима Бернерса Ли, с которого мы начали вчерашний выпуск про Яндекс, в мире, где знания традиционно концентрировались в руках элит и распространялись через ограниченные каналы, интернет стал настоящей революцией.

Я даже когда пишу это, у меня мурашки по коже. По моим личным ощущениям, даже то, что сегодня творит ChatGPT, не так революционно, как появление интернета в середине 1990-х.

Каждый клик мышкой стал источником ценной информации о нашем поведении и желаниях. Эти данные стали новой валютой - их можно было использовать для таргетированной рекламы, продажи товаров по всему миру и манипуляции общественным мнением.

За примерами далеко ходить не надо - тот же Amazon был основан как раз в 1994 году. Он начинал свою историю как интернет-магазин книг, но основатель - Джефф Безос, быстро понял, что через интернет можно продавать не только книги. Это позволило ему превратить Amazon из небольшого интернет-магазина в одну из самых дорогих корпораций мира.

Успехи таких компаний как Amazon к концу 1990-х сорвали крышу инвесторам, и они понесли миллиарды долларов в сомнительные стартапы. Главное, чтобы те стартапы сверкали ярлыком “интернет-компания”. Индустрия начала расти, как снежный com.

Администрация тогдашнего президента США Билла Клинтона активно поддерживала развитие интернета. Они рассчитывали, что интернет создаст новые рабочие места и простимулирует экономику США. В итоге так оно и случилось, но поддерживая развитие интернета, власти ослабили контроль над инвестициями в него.

Множество новых интернет-компаний выходили на рынок без должной проверки. Пузырь вложений в эти стартапы дулся и дулся, а потом в один момент обидел всех инвесторов.

С 1995 года индекс NASDAQ, содержащий множество недавно вышедших на биржу доткомов (компаний с «.com» в названии), начал стремительно расти. К концу 1998 года он удвоился, а к 2000 году достиг исторического рекорда в 5048 пунктов. Ну, то есть представьте, что вы вложили миллион рублей в рынок, который каждый год дает доходность в 50%. Как тут не потерять голову?

Но в начале 2000 года появились первые звоночки. Разрыв между финансовыми результатами компаний и их рыночной капитализацией был очевидным. Яркие примеры - сервис по онлайн-покупке продуктов Webvan или интернет-магазин игрушек eToys. Нет, они не были скамом, но рынок переоценил эти компании. Вместо растущей прибыли инвесторы в эти компании получили безнадежные убытки. Это были уже не игрушки.

К концу 2000 года индекс NASDAQ упал более чем на 50%, а к октябрю 2002 года достиг своего минимума в 1114 пунктов, вернувшись к значениям 1995 года. Инвесторы прокатились на самых захватывающих горках со времен Великой Депрессии и вернулись к исходной точке.

Спустя два десятилетия после кризиса доткомов, на его обломках выросли новые технологические гиганты, такие как Meta, Tesla и Nvidia, в которые инвестируют миллионы людей.

Интересно видеть, как сегодня та же Tesla Inc., имеет p/e 70. Это значит, что ее цена в 70 выше прибыли, которую она получает. И учитывая, как Tesla проигрывает конкуренцию китайскому BYD, такой p/e выглядит угрожающе.

У Nvidia Corporation p/e 50, у других технологичных компаний в США он тоже составляет десятки пунктов. Весь мир несет деньги на американский фондовый рынок, отчего тот раздувается до пугающих значений.

Мы живем в интересное время - кажется, что такие пузыри стали новой реальностью в период монопольного положения фондового рынка США. А может, нас ждет вариация кризиса доткомов в ближайшие десять лет? Я все-таки больше склоняюсь к первому варианту.

3 минуты