40 подписчиков
⛪️ Зенит Северного Зодчества
В конце XVII и в начале XVIII века северное народное зодчество переживало неустойчивость и колебания во время стройки «кубастых» и «ярусных» храмов. Было ощущение «правящего вкуса» церковной власти. Но, как ни странно, именно в этот период оно достигло зенита своего творчества, апогея, сумасшедшего, гениального размаха.
Вся восьмисотвековая (писаная) история зодчества, все ее плоды, успехи, все ее линии, силуэты, все ее формы, зародыши форм соединились вместе, ожили, воскресли, запели в душе последних гениальных строителей севера – и пред нами встали памятники величайшей культуры, невиданные, немыслимые, пугающие своей смелостью над всеми возможными выкладками разума. Шатер и необыкновенное многоглавие – высшее их достижение. Вечно любимая мысль о «Божьей башне», о шатре и о бессчетном количестве куполов–многосвечников наконец вылились вовне, в потрясающей силы памятниках.
В Вытегорском посаде Олонецкой губернии Каргопольского уезда поднялся семнадцатиглавый необыкновенный храм (утрачен в 1963 году, на фото - прим. РЗ), а в Кижах Олонецкой губернии Петрозаводского уезда двадцатиодноглавая Преображенская церковь – два памятника высочайшего народного искусства.
Перед нами народное творчество, где личность тонет, где нет ни одного мотива, ни одной безделицы, неиспользованной раньше, где нет ни одной черты, чуждой народу и его многовековому искусству. Здесь важна лишь группировка этих форм и мотивов, своеобразна уже сама мысль идти в направлении к этой вдохновенной концепции, – мысль, осенившая зодчего в минуту поистине счастливую.
Какими же строительными приемами он руководствовался? Обращаясь к плану, мы видим, что прием его далеко не нов. Это все та же древнейшая форма крещатого шатрового храма, – восьмерик, к сторонам которого по осям прирублены четыре четверика. Как во всех древних шатровых храмах, центральная его часть и здесь срублена восьмигранной, начиная с самою нижнего венца.
Кижский храм до половины своей высоты, вместе с центральным восьмериком, кажется подготовленным для принятия шатра, но зодчий заменил его известным приемом «четверик на четверике» – или что то же, восьмерик на восьмерике. При этом при переходах от большого восьмерика к меньшему он поставил на бочках два ряда глав, возведя над главным восьмериком восемь бочек и глав, а над вторым – четыре. Над третьим, верхним восьмериком он водрузил центральную главу прямо на его плоской кровле. При кажущейся хаотичностью – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинное «дивное диво» может быть назван глубоким знатоком своего искусства, и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм «четверика – на четверике».
Этот храм и есть последний храм на пути развития национальной русской архитектуры. Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм. Чтобы оценить все несравнимое очарование этой поистине единственной вдохновенной купольной сказки, надо вспомнить, что не так еще давно весь храм стоял необшитым. Его седые бревна, то укорачиваясь в бочечных лбах, то снова раздвигаясь в повалах, давали невероятное богатство линий и форм и прямо пленительно–прекрасные ракурсы уходящих в небо масс. При этом все бочки, теремки и главки отливали сверкающим серебром своей чешуи».
Такой дивной симфонией закончилось наше северное народное зодчество. В Кижах и Вытегорском посаде – устье великого многоводного потока, разбежавшегося по всей стране извилистыми, прихотливыми притоками, напоившими родную землю поразительно прекрасными образами своеобычного, своеобразного, самобытного, самостоятельного искусства.
#шатры
3 минуты
27 сентября 2024