Найти в Дзене
44 подписчика

. ПРОФЕССИЯ КИНОМОНТАЖА ИЛИ ПОМОЩНИК ПОВЕЛИТЕЛЯ КАДРА. ПРИМЕРЫ УДАЧНЫХ СКЛЕЕК

ОКОНЧАНИЕ
В предыдущих статьях я перечислил виды, способы киномонтажа, вкратце (и не очень) описал что такое киномонтаж, рассказав о сути профессии, чего не хватает для гармоничного восприятия профессии - это конкретных примеррв из мира кино. Пробел постараюсь восполнить.
Мало кто знает, что первый "студийный" вариант "ЗВЁЗДНЫХ ВОЙН" потерпел фиаско и обрёл небывалый успех исключительно, благодаря, монтажу. Давайте же разберём на примерах такое успешный монтаж?
Монтажёр не "просто режет и клеит": чтобы зритель мог связать кадры и дорисовать ситуацию с экрана в единое целое, монтажер выстраивает повествование с необходимыми паузами, акцентами и ритмом.
Есть "СКРЫТЫЙ МОНТАЖ" (который выполнен настолько ловко, что "невооружённому глазу" зрителя незаметен)
Фильм «ВЕРЁВКА» (1948) режиссёра Альфреда Хичкока (монтаж. Уильям Х. Циглер) вошел в историю как однокадровый эксперимент Хичкока. В 1948 году, когда режиссеры снимали на пленку, заправляемую в камеру кассету меняли раз в десять минут. Эффекта непрерывного действия "король хоррора", замаскировав каждую склейку под наезд камеры на объект (чаще – на спины главных героев).
«БЁРДМЭН» (2014), режиссёр Алехандро Иньярриту, монтаж. Дуглас Крайс и Стивен Миррионе.
Подтверждаю тезис о невозможности "редактирования жизни", Иньярриту снимает «Бёрдмэна» одним кадром, даже, в замысловатых декорациях и на реальной Таймс-сквер. В фильме около ста интересных приемов и склеек — почти сотня, но их не видно потому что создатели грамотно продумали монтажные кадры (часть соединили склейками, часть с помощью обработки, что заняло всего две недели).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ - излюбленный приём Ф. Ф. Копполы.
Пример культового монтажа - фильм "АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ» (1979), монтаж. Лиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
Коппола часто использует параллельный монтаж для создания дополнительных смыслов. Например, в «Крёстном отце» синхронизированы сцены крещения младенца и расправы с МАФИОЗИ. Например, в «Крёстном отце» синхронизированы сцены крещения младенца и расправы с мафиози. В «АПОКАЛИПСИСЕ СЕГОДНЯ» Коппола рифмует убийство полковника Курца с жертвоприношением быка. Кстати, намеки на рифму «полковник – ритуальная жертва» есть и в начале фильма, когда мы впервые видим фотографию Марлона Брандо на фоне ростбифа и слышим первый монолог полковника во время трапезы военных, заказавших его убийство.
Дополнительный прием: чтобы синхронизировать действия в финальной сцене, Коппола играет со звуковой перспективой – способом расстановки акцентов, помогающих зрителю ориентироваться в пространстве. Трек The Doors и музыка местных камбоджийцев звучат одновременно на фоне и на переднем плане, становясь громче по мере развития сцены.
Монтаж "ИГРА С ВОСПРИЯТИЕМ" используется в фильме А. Хичкока "ПСИХО» (1960)
(монтаж. Джордж Томазини). Импрессионистский, дробный монтаж не вызывает отвращения и ужаса от насилия, он завораживает и опустошает.
Неделя съемок, 45 секунд, 48 раскадровок, 77 монтажных склеек – это легендарная «сцена в душе». Так Хичкок показывает любимую технику «переноса угрозы с экрана в сознание аудитории» – он словно залезает в голову зрителей.
«БЕШЕНЫЙ БЫК" (1980) Мартина Скорсезе.
Тельма Скунмейкер получила три Оскара за монтаж фильмов Скорсезе —
«Отступников», «Авиатора» и «Бешеного быка».
Ключевой стала кульминация "золотого" поединка. Хотя монтаж здесь классически ускоряется, а музыка звучит всё громче, мы видим ползущий снаружи и внутри объектива туман, слышим звуки животных. Здесь нет ударов – только реакция на них: слабеющие колени, изуродованное лицо Джейка Ламотты. Вместо падения тела – пятна крови на верёвках....
Одним словом, когда сцена (или весь фильм) смотрятся эмоционально, "на одном дыхании" , когда в движениях и звуковом сопровождении нет дисгармонии: всё соответствует логике и" идёт свои чередом, монтаж успешен, а фильм или сцену хочется пересматривать много раз.
Лучший киномонтаж тот, который не заметен - не помню, но он был прав!
3 минуты