216 подписчиков
К вопросу о мобилизации
Народный депутат и член «военного» комитета ВР Украины Роман Костенко сказал, что темп мобилизации упал. Ранее он же заявлял, что мобилизация идет хорошо, по его оценке от июля этого года, при сохранении темпов мобилизации в ВСУ смогут набрать 200 тысяч к концу года. Но, видимо, не смогут.
Сам Костенко — это такой «депутат-военный», один из «киборгов» с ДАПа, но от оппозиции и тоже часто ругает действующую власть, как и Безуглая. Но у него больше авторитета, хотя вообще-то и Марьяна служила в ВСУ, пусть и как медик.
Мы можем подсчитать, что если закон вступил в силу 18 мая, то по оценке Костенко удавалось мобилизовать по 30 тысяч человек в месяц. Примерно столько же каждый месяц записывается на контракт в ВС РФ. Однако теперь он утверждает, что такой темп сохранялся лишь первые несколько месяцев, а теперь нужны новые изменения, чтобы его поддерживать.
Как решение проблемы Костенко предлагает радикально снизить возраст мобилизации до 20 лет, но ограничить верхний предел 50 годами. Это, кстати, вполне разумно, из некрологов мы знаем, что солдат старше 50 лет и так практически не отправляют на боевую службу, а армии нужна пехота. Артиллеристов и штабистов у ВСУ хватает.
И вот тут интересно, потому что эти рассказы о падении темпов мобилизации могут быть «прогревом» украинского общества к снижению возраста. Взамен бросят кость, ограничив верхний предел, причем первый шаг уже сделан: отдельным распоряжением запретили «бусифицировать» украинцев старше 50 лет. Это забавно потому, что такое распоряжение является признанием со стороны власти такой практики, что ранее отрицалось.
Сейчас возраст мобилизации на Украине с 25 до 60 лет, начиналось все с 27. И это снижение на два года долго затягивали, оно вошло как раз в этот пакет реформ, что был принят в мае, хотя отдельный закон о снижении лежал «на столе» у Зеленского что-то около года, но не подписывался. И, как видим, большого эффекта он не дал.
Снижение возраста еще на 2 года даст еще меньший эффект, потому что оно приходится как раз на период демографического кризиса 90-х и первой половины 00-х годов, это хорошо видно на половозрастной пирамиде, то есть Костенко с военной точки зрения призывает к вполне разумным вещам, снижать сразу до 20, чтобы избежать полумер. А вот с политической, конечно, здесь все очень сложно, это прямо затрагивает одну из самых агрессивных категорий населения: «солдатских мам». Многие из которых, кстати, сейчас топят за войну до границ 1991 года, потому что легко воевать чужими руками.
Есть еще один признак истощения мобилизационного потенциала. Вчера на Украине разрешили бригадам по отдельному разрешению набирать людей в обход ТЦК. Это путь для добровольцев, кто хочет служить в конкретном месте или по рекомендации знакомых, или клюнув на рекламу. Теперь они могут идти точно в нужное место, вообще минуя ТЦК, а значит и все риски, что их по дороге «украдут». Такой шаг, очевидно, должен хоть как-то поднять поток добровольцев, большинство из которых уже давно в ВСУ.
И пара слов о том, что на этом фоне происходит в РФ. После падения темпов набора на контракт и резкого взлета стоимости каждой головы, подписной бонус вышел на плато. Я уверен, что дальше его поднимать нет смысла, он не играет значимой роли. Вряд ли будет большая разница между количеством желающих умереть за 2 миллиона и желающими за 2,5 миллиона.
Однако, похоже, на поток мобилизованных заметно повлияло вторжение ВСУ в Курскую область. Ранее про это писала оппозиционная Вёрстка, о чем я рассказывал. Теперь появились слухи, что по расчетам украинского Генштаба наступательный темп ВС РФ должен был закончиться в сентябре. Потому в августе и начали наступление, ожидая, что через месяц вообще российская армия станет в оборону почти везде. Однако и темп не закончился, и сама операция лишь увеличила поток добровольцев и не сняла давление с Покровска. И вот теперь, учитывая падение темпа мобилизации в ВСУ, все больше вырисовывается масштаб просчета украинского командования.
3 минуты
2 октября 2024