27 подписчиков
Неудобная правда в статье ONAIR со ссылками на каналы История экономики и Нецифровая экономика - это история о человеке благодаря которому строилось радиовещание в России и мире.
Настоящее зеркало в бездну, в том смысле, что статья рифмует причины и следствия событий дня вчерашнего и дня сегодняшнего. Ну прям хоть кальку накладывай - одна картина, одни лица, одни правила. Просто новые обличья и имена.
Ряд выдержек:
В 1908 году молодой инженер Семен Айзенштейн основывает собственную компанию по производству станций радиопередачи. А уже к 1914 году она строит более половины станций в России — несмотря на наличие полутора десятков конкурентов.
Модные сейчас рассуждения о том, что Александр Степанович, в гроб сходя (он умрет в 1906-м), благословил Семена Моисеевича, выглядят диковато. Икону из Попова, человека чрезвычайно скромного, начнут делать много лет спустя, первые попытки поднять его на пьедестал и доказывать (недоказуемое) его первенство в области радио начнутся только в 1909 году, на волне «обиды» за то, что Маркони получит Нобелевку.
Инвестором ... был народоволец по кличке Титыч, в миру Юрий Макарович Тищенко. Человеком он оказался активным: после отбытия ссылки в Туркестане, в 1886 году, поселился в Баку, где делались тогда сумасшедшие деньги, там он и революционную деятельность продолжил, и капитал нажил.
Правда, с миллионами у щедрого Тищенко вышла заковыка: жертвовал он революционерам, которые в порыве ненависти к буржуям сожгли больше половины Баку.
В 1908 году на средства Тищенко учреждается «Общество беспроволочных телеграфов и телефонов системы С. М. Айзенштейна»...
Айзенштейн к тому моменту уже знаком с Маркони, у них устанавливаются замечательные деловые отношения, вплоть до обмена патентами...
Айзенштейн прекрасно понимает, что в портфеле заказов нужен баланс, и активно рекрутирует новых пользователей, в частности, через журнал «Вестник телеграфии без проводов», тираж которого на пике составляет 9 тысяч экземпляров — цифра для страны, где грамотность, мягко говоря, не всеобщая, а техническое образование в диковинку, — фантастическая.
Компания настолько успешна, что сам великий Маркони, к тому времени уже абсолютная звезда в области радио, можно сказать, прорывается в состав акционеров (что стоило ему дорого — Тищенко был крепким орешком!) и получает 20% акций.
РОБТиТ впишут в советскую систему — компания станет известна как НПО «Вектор», более того, как фрагмент Ростеха она существует и сейчас. Производство электроламп перейдет к заводу «Светлана». Тайное бегство Айзенштейну удается — позже он скажет, что бежал налегке, имея с собой разве что репутацию, ибо от всего имущества и от денег его «освободили».
В Англии есть фирма Маркони, которой человек с такой репутацией, как у Айзенштейна, нужен. Он руководит лондонским подразделением компании, возглавляет опыты по созданию электровакуумных ламп, организует производство радиоприемников в Польше и Чехословакии... своим трем десяткам патентов Российской империи получает еще столько же английских, — а после войны акционеры Маркони именно ему предлагают возглавить созданную компанию English Electric Valve Company, которая выпускает радарные установки... Сейчас e2v, известна, например, тем, что оборудовала телескоп «Хаббл», а среди ее клиентов — Boeing, Airbus, NASA, Европейское космическое агентство. Словом, Айзенштейн создал известную фирму, твердо стоящую на ногах.
...это не к тому, что создание РАДИО - история тёмная, а к тому, что любая настоящая ИСТОРИЯ - тёмная. Умение отделять её от пропагандистских скорлупок - ключ ко многим замкам
2 минуты
19 сентября 2024