4 подписчика
Быть Учителем.
На днях с моей студенткой и по совместительству коллегой (я преподаю английский, она - корейский) обсуждали одно видео в сети, которое вызвало неоднозначную реакцию у комментирующих. В этом видео преподаватель иностранного языка купил урок этого же языка у продавца на авито, снял часть урока и выложил в сеть со своими комментариями. (Всё анонимно, никаких имен или ссылок.) Урок был сильно не очень. И как вы наверняка уже догадались, образовалось два лагеря в комментариях: «как вы можете так поступать с коллегой?» и «всё правильно, за такое даже 100 рублей жалко платить»
Раньше я уже сталкивалась с таким контентом, но сильно не углублялась в размышления, а тут наш диалог заставил остановиться и решить что же я думаю по поводу всего этого.
Прежде всего, я придерживаюсь позиции, что учитель/преподаватель - это профессия. Такая же как врач, режиссер, пилот или юрист. И для того чтоб этой профессией обладать, нужно учиться. Да, чтоб преподавать иностранный язык недостаточно просто владеть этим языком на высоком (или среднем) уровне, нужно еще уметь преподавать. Это навык, которому люди обучаются в вузах, колледжах, на специальных курсах. Для того, чтоб этот навык сформировался, нужна практика с опытным наставником, который поможет, исправит ошибки именно в преподавании, а не в вашем языке. А еще неплохо бы знать чем отличается обучение детей и взрослых, базовую психологию тех, кого собираетесь обучать и другие вещи, связанные с профессией. Но на минимальном уровне, если вы хотите называться учителем/преподавателем совершенно необходимо уметь обучать.
К моему глубокому сожалению, сейчас стало популярным обучать других просто потому что человек так решил, и часто это связано с иностранными языками, что меня огорчает вдвойне. Я на личном опыте убедилась, что недостаточно самому знать язык чтоб эффективно обучать других. Я не преподаю русский, хотя я даже носитель (звучит гордо, да ведь?) и вполне свободно на нем говорю. Однако я не имею ни малейшего понятия как объяснять значение разных слов, помогать систематизировать эти слова так, чтоб они запоминались легче, как вводить грамматику без травмирования психики студента и чтоб он не сошел с ума от устойчивых выражений. Я пыталась, провела 2 урока (бесплатных, чисто попробовать) и сдалась, потому что я не умею обучать русскому языку как иностранному.
Возвращаясь к видео, которое мы смотрели и обсуждали, могу с уверенностью сказать, что тот человек, предлагавший уроки на авито, не является преподавателем. Он не умеет обучать других людей (уровень языка тут даже не так важен). Он не умеет планировать урок, подбирать задания, выстраивать логику урока, замечать ошибки, реагировать на них и исправлять. У него нет навыка объяснять сложные вещи доступным для ученика языком. Поэтому претензии из категории «с коллегой так нельзя» сразу идут мимо, потому что это не коллега. Это просто человек, ошибочно решивший, что он может преподавать. А нужно ли вообще делать такие видео и насколько это правильно, я считаю, что нужно.
Профессию учителя все больше и больше втаптывают в грязь именно потому, что формируется ошибочное убеждение, что если я что-то умею делать, то я могу этому обучать. Такие видео помогут людям увидеть как выглядят уроки человека, который не умеет обучать, и они будут осознаннее подходить к вопросу поиска учителя. А у желающих обучать будет больше поводов сначала пройти любое обучение (теоретическое и практическое) на преподавателя прежде чем называть себя таковым.
2 минуты
13 сентября 2024